Баболовский дворец: Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация? (2 часть)

Опубликовано в Разное
/
24 Янв 2021

Содержание

Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация? (2 часть)

В очередной уик-енд, когда лето было на исходе, а за окном не было проливного дождя, решили мы показать нашему гостю из Москвы гранитную царь- ванну в Баболовском парке, любимую нашу царскосельскую достопримечательность. Рассказ о гранитной ванне уже был в нашем фотоблоге. Поэтому будем считать, что это 2 часть, благо, что увидели мы в этот раз много нового и интересного.

Царь-ванна. Как добраться

В общем, особо не рассуждая, мы через какое-то время парковались у отеля «Потёмкин», бывшего профилактория ижорского завода. От отеля до развалин Баболовского дворца — рукой подать, всего 10 минут пешком. Однако, памятуя, что в прошлую прогулку к гранитному исполину нам пришлось «договариваться» с местным охранником, мы решили проверить содержимое кошельков на предмет мелкой наличности. И, естественно, её не оказалось! Одинокая купюра в 5 т.р. несколько превышала отведённый лимит на посещение царь-ванны. Выход был найден быстро- кофепитие на открытой веранде отеля «Потёмкин», откуда и был сделан этот снимок.

На другой стороне Баболовского пруда виднеется мост-плотина, собственно туда-то нам и надо.

Обнесённый синим забором Баболовский дворец, в круглой купальне которого и спрятана от постороннних глаз гранитная ванна — шедевр камнетёсного искусства с непонятной историей происхождения. Подробно о истории создания гранитной ванны можно прочитать здесь.

Окрестности Баболовского дворца

Историческое фото Баболовского дворца, сделанное с того же ракурса, что и фото выше.

Удивительная по своей красоте полукруглая плотина.

Юный исследователь объясняет принцип работы плотины.

Смотреть можно бесконечно.

С другой стороны, всё более прозаичней.

Неподалёку разместился уютный родничок.

Баболовский дворец — место, где находится Царь-ванна

Мы у забора Баболовского дворца. Кем-то найден совсем бюджетный вариант осмотра исторического артефакта. Но, не это удивило нас. Даже через забор мы увидели деревянные леса и устроенные навесы над руинами Баболовского дворца. С нетерпением зовём охрану!

Мы внутри! Ну, наконец-то хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки!!! В прошлой части про баболовскую ванну мы сетовали, что никому нет дела до нашего прошлого, и негодовали, что поистине уникальные здания и экспонаты гибнут открытые всем дождям, ветрам, снегам и государственному равнодушию.

Добротно сделаные навесы, частично закрытые цементными плитами проёмы, натянутая зелёная строительная сетка…

Очень отрадно наблюдать, что началось хоть какое-то движение по сохранению исторического объекта (Баболовский дворец) и уникальнейшего экспоната (Баболовская ванна).

Проёмы стрельчатых окон «укрепили» деревянными подпорками. Однако, назначение этих подпорок не до конца ясно. Какой-либо поддерживающей функции они не несут.

Очень хочется верить, что полномасштабная реставрация Баболовского дворца не за горами, в ходе которой уйдут в прошлое неприглядные следы советской «реставрации».

Удивительная Царь-ванна

У входа в помещение купальни, где находится царь-ванна. Интересно, нашёлся хоть один человек, который находясь в метре от заветной цели внял этим запретам?:)

Вот она, красавица!

Трудно сказать, сможет ли деревянный навес спасти ванну при обрушении кирпичного купола купальни, который находится в аварийном состоянии. Однако, это лучше чем ничего! Шлём всем лицам, причастным к спасению царь-ванны, слова большой благодарности!

Гость из Москвы не может скрыть своей радости!

Я же в очередной раз испытываю трепетный восторг.

Загадка Царь-ванны

Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях… Стоит понимать, что для того чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю (скарель- инструмент камнетёсов, по виду напоминает долото). Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. Не стоит забывать, что победитовых скарпелей в то время не было, а обычный стальной скарпель после 3-4 ударов по граниту необходимо было бы заново затачивать. В общем, титанический труд…..титанический  труд настолько, что в него верится с трудом.

А ещё необходимо было отшлифовать все поверхности…

Гость из Москвы находится в полной эйфории от увиденного!

На дне ванны сливного отверстия увидеть не удалось, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету (2-3 см в диаметре). Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием. Очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. метров такой дырочки, мягко говоря, будет маловато.

Дно царь-ванны.

Вот на таких 4-х гранитных блоках покоится 48-тонный гранитный исполин. Существовало мнение, что воду в Царь-ванне нагревали разводя под ванной костёр. Однако, здравый смысл подсказывает, что развести под ванной костёр в столь небольшом пространстве между полом и дном ванны попросту невозможно. Да и как вообще возможно использование открытого огня в обособленном помещении купальни без соответствующих вентиляционных шахт?

Заглядываем под ванну. Видно, что необработанную поверхность дна ванны не касались умелые руки былинного камнетёса Самсона Суханова.

Купальня Баболовского дворца

Вдоволь насмотревшись на ванну, поднимаем взгляд на кирпичные своды купальни. Что интересно, Баболовский дворец, в ходе артиллерийских обстрелов во времена Великой Отечественной войны был превращён в руины. Во дворце до войны размещалось подразделение 100-й авиационной бригады Ленинградского военного округа, поэтому фашисты не жалели боеприпасов. Однако, каким-то непостижимым образом, ни один из выпущенных по дворцу снарядов не попал в купальню. Видно, что кирпичные своды купальни Баболовского дворца не касалась рука советского «реставратора». Счастливое провидение?

Магия естественного освещения.

Видно, что из кирпичного купола уже выпали несколько кирпичей. Радуемся, что работы по консервации Баболовского дворца наконец-то наступили, и как оказалось, весьма вовремя. Разрушение кровли — это стремительный процесс. Одной зимы было бы достаточно, чтобы безвозвратно потерять исторический памятник архитектуры. Предполагаем, что при обрушении кровли, на восстановлении Баболовского дворца можно было бы поставить крест.

Остов чугунной лестницы, которая когда-то вела к расположенной вокруг ванны площадке.

Историческое фото интерьера купальни. Мы думаем, что площадка вокруг царь-ванны носила функции смотровой, т.к. никаких перил, облегчающих спуск в ванну и подъём из неё, предусмотрено не было.

Удивительно, что хоть что-то осталось после охотников за металлоломом.

Остатки декоративного орнамента лестницы, в оспинах ржавчины.

Уцелевшие кронштейны смотровой площадки.

За остатками или останками лестницы виднеется дыра, ведущая в подземные галереи Баболовского дворца.

Манящее своей таинственностью подполье купальни. Кусаем себе локти, что не захватили с собой фонари для тщательного изучения подземных интерьеров дворца. Зато есть повод наведаться в это удивительное место в 3 раз.

Реставрация по-советски. Стены павильона Царь-ванны носят следы многочисленных реставрационных работ.

Таицкий водопровод у стен Баболовского дворца

Попрощавшись с любезным охранником, осматриваем окрестности Баболовского дворца. И …натыкаемся на остатки исторического водопровода.

Как выяснилось позднее, это остатки Таицкого водовода, питавшего водой всю систему царскосельских прудов и бравшего своё начало от подземных ключей, бивших недалеко от деревни Тайцы.

По одной из версий, императрица Екатерина II, причислявшая таицкой воде живительные свойства, возжелала построить себе некое подобие современного СПА-салона, который впоследствии был почему-то назван Баболовским дворцом. В этом кроется отгадка странной, абсолютно не свойственной эпохе того времени, ассиметричной формы дворца. Есть ли ещё где-то подобный дворец, в котором, центральное место занимает не бальный зал, а купальня?

Здесь видимо осуществлялся сброс воды в Баболовский (Большой) пруд.

А это- делитель потока Таицкого водовода. На заднем плане видна траншея или, как правильно говорить, открытая галерея водовода.

В открытых источниках, нам удалось обнаружить рисунок, дающий какое-то представление о найденных нами инженерных сооружениях. Жаль, на схеме не указан подвод воды к Царь-ванне. Так бы одной загадкой меньше стало.

Поражающая воображение купальня Баболовского дворца.

Прогулка по Баболовскому парку

Полузаросший Серебряный пруд, не потерявший своей пасторальной привлекательности.

Ещё один умиротворяющий пейзаж

Мы возвращаемся. В далеке виднеется отель «Потёмкин», где мы приятно испили кофе, в начале нашей фотопрогулки.

Под развесистой кроной обнаруживается оборудованное место для VIP-шашлыков. В первый момент, негодуя, принялись пинять на горе-шашлычников за оставленный мусор. Однако, при ближайшем рассмотрении мусора не обнаружилось. Мангалы, кресла, мешок с углями и бутыль с водой.

Прощальный взгляд.

Любимое место.

Баболовский дворец и парк | Царское Село

История проектирования Баболовского дворца не раскрывается полностью в документах, связанных с его постройкой. Не исключена возможность участия в разработке замысла И.Е. Старова, построившего для Потемкина в Островках на Неве в те же годы усадебный дом, очень близкий по характеру архитектуры Баболовскому дворцу.

В 1824—1825 гг. Баболовский дворец перестроил архитектор Стасов. Он разобрал старую восьмигранную башню и на ее месте построил новое обширное помещение. В нем была установлена ванна, вытесанная известным каменотесным мастером Самсоном Сухановым из гигантского гранитного монолита. Отливку из чугуна лестниц с перилами, колонн и площадок около гранитной ванны исполнил чугунолитейный завод Берда. [Контракт с С. Сухановым был заключен в 1811 г. (ЦГИАЛ, ф. 519, on. 1, 1819 г., д. 771, л. 1). Ванна была закончена только в 1818 г. О перестройке дворца Стасовым см. там же, оп. 7, 1824 г., д. 379.]

В группе псевдоготических сооружений г. Пушкина Баболовскому дворцу принадлежит одно из первых мест.

Район парка, прилегающий к дворцу, пересекает так называемый Бауэрский канал, или Таицкий водовод. Канал проходит некоторое расстояние под землей и затем, начиная от «Грота монаха», идет по насыпи вдоль южной окраины Баболовского парка. Грот, устроенный в откосе насыпного холма, украшала статуя пустынника или монаха, давно исчезнувшая. На стене грота была укреплена мраморная мемориальная доска с надписью на русском и латинском языках о «приводе свежей воды в Царское Село рачением генерал-поручика фон Бавера» в 1774 г. Прямые аллеи по сторонам канала ведут от грота к Гатчинским воротам.

В XVIII столетии на низменной и болотистой территории, ныне занятой парком, рос густой еловый лес. Лишь возле Баболовской мызы был распланирован небольшой пейзажный сад. Прямая дорога — «Баболовский просек» — соединяла мызу с Подкапризовой дорогой.

В 1820-х гг. на территории «Баболовской лесной дачи» были проложены новые дороги: от Красносельских ворот до Баболовского дворца и Новобаболовская дорога. В 1845—1846 гг. часть территории будущего парка заняло «Школьное садовое заведение», находившееся недалеко от Гатчинских ворот. [ЦГИАЛ, ф. 486, оп. 2, 1845 г., д. 608, л. 76 об]

В 1858 г. французский архитектор Ронди представил разработанный им проект превращения лесного массива в пейзажный парк с устройством в нем прудов, мостов, киосков, большого грота с каскадами у Баболовского дворца и других парковых сооружений. Проект этот не был одобрен, и мысль о создании парка с новыми водоемами и парковыми павильонами в дальнейшем больше не обсуждалась.

В 1860-х гг. в результате вырубки и выкорчевки части леса, посадки дубов, лип, кленов, берез и других пород деревьев и кустарника возник новый парк с красивыми рощами, широкими открытыми перспективами лугов и живописным дворцом на его северо-западной окраине.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны в Баболовском парке повсюду были видны воронки от разрывов бомб и артиллерийских снарядов и вражеские блиндажи. Сейчас они уже исчезли, но в ближайшем будущем предстоят еще большие работы по восстановлению парка.

Ансамбль дворцов и парков города Пушкина — яркий памятник созидательного труда русского народа.

В результате целеустремленной творческой деятельности нескольких поколений архитекторов, садоводов, скульпторов, живописцев и мастеров различных специальностей регулярные и пейзажные парки, старые и новые дворцовые и парковые сооружения образовали единое гармоническое целое.

По своим масштабам дворцы и парки Царского Села оставили позади другие дворцовые резиденции в окрестностях Петербурга. Они отличались от них и широтой стилистического диапазона.

Только в Царском Селе картина эволюции русской художественной мысли за полтора столетия раскрывается во всей своей полноте.

Но ансамбли города Пушкина дороги нам не только своими художественными памятниками. Старые парки овеяны дыханием пушкинской поэзии. По собственному признанию поэта, они были колыбелью его творческого гения.

Еще первым выпуском Лицея в Лицейском саду была установлена плита с надписью: «Гению места». Это не был памятник какому-либо конкретному лицу. Он был скорее данью любви к царскосельским садам, общей и для Пушкина и для его друзей. Этот скромный монумент не дошел до нас. В 1899—1900 гг. его заменил памятник подлинному «гению места» — Пушкину. Созданный скульптором Р.Р. Бахом, замечательный по силе задушевного лиризма, он стал символом «города муз», связанного с именами многих русских поэтов.

Ветер шумит в листве столетних лип Лицейского сада. Солнечные лучи озаряют вдохновенные черты «юноши на бронзовой скамье», погруженного в поэтические раздумья. На гранитном пьедестале памятника высечены пушкинские строфы:

Младых бесед оставя блеск и шум,
Я знал и труд и вдохновенье,
И сладостно мне было жарких дум
Уединенное волненье.

(В.Ф. Раевскому, 1822 г.)

На противоположной грани — строки из восьмой главы «Евгения Онегина»:

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

И на тыльной части постамента — отрывок из стихотворения «19 октября»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Бессмертные строфы Пушкина помогают нам понять и оценить значение драгоценного наследия, оставленного нашими трудолюбивыми и талантливыми предками.

Баболовский дворец и Царь-Ванна — — Ответь мне, ты почему пишешь?

Итак, мы покидаем Царское Село, прощаемся с Федоровским городком и отправляемся в Баболовский парк.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Название императорского Баболовского парка происходит от находившейся поблизости деревни с финским названием Пабола, со временем превратившимся в «Баболова». История парка неразрывно связана с существовавшей здесь Баболовской мызой, подаренной императрицей Екатериной II князю Григорию Александровичу Потемкину Таврическому, и где в 1780 году был построен деревянный дом усадебного типа. Находится он совсем рядом, но мало кому известен, ведь в отличии от Екатерининского и Александровского парка, вам не предложат здесь ни полакомиться мороженым, ни посидеть в уютном кафе… правда, и денег за вход не возьмут: можно сколько угодно и абсолютно бесплатно наслаждаться природой и руинами дворца, надёжно сохранившими многотонную гранитную царь-ванну.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А история Баболовского парка насчитывает почти три сотни лет: первые работы на этой местности начались в 1748-1749 годах — здесь проложили Виттоловский водовод, сооруженный по проекту инженеров И.Зверева и П.Островского. На территории будущего парка находился также западный бастион Зверинца. Проложенные через болото прямые дороги вели в Красное Село и Петербург. Баболовская просека появилась предположительно в середине ХVIII века, но тогда для проезда она не использовалась.

Затем в 1772 г. инженеры-гидротехники Ф.-В. Бауэр, Э. Карбонье, И.К Герард и П. Поздеев начали сооружение Таицкого водовода. В 1773-1775 гг. под руководством И.К Герарда выкопали Баболовский пруд и соорудили Баболовский мост-плотину на реке Кузьминке. В 1775 г. по открытому Баурскому каналу, названному по имени его создателя выдающегося военного инженера Ф.-В. Баура, таицкая вода, которую ждали уже несколько десятилетий, пришла в Царское Село.

Вдоль трассы водовода проходила прогулочная дорога, обсаженная деревьями. Известно, что Екатерина II в 1774 г. осматривала все инженерные сооружения водовода и проехала вдоль него до Тайц.

Баурский канал, пересекал Баболовскую просеку в трубе под мостом, а затем под прямым углом поворачивал на северо-восток. В месте поворота канал, заключенный в подземную трубу, пересекал небольшой холм.
[Мемориальная доска в память сооружения Таицкого водовода — Открыть в новом окне] На откосе устроили Грот из валунов, в котором находилась мраморная доска с памятной надписью: «В счастливое царствование Екатерины II приведена в Сарское Село свежая вода которой оно не имело / Рачением генер. поручика фон Бавера / 1774 ».
В гроте находилась мраморная статуя пустынника или монаха (не сохранилась), поэтому его называли «Монах», а Баурский канал Таицкого водовода — Монахова канава. Для пропуска воды из Черного ручья, притока Кузьминки, под ложем канала устроили каменную трубу. Далее через торфяное болото соорудили искусственную насыпь, чтобы не проникала болотная вода.

Канал заканчивался круглым Гранитным бассейном перед площадью у Орловских (Гатчинских) ворот, откуда вода доставлялась подземной трубой до Виттоловского моста-вододелителя и далее — в пруды Царскосельских и Павловского парков, а также для водоснабжения города. Монолитную чашу бассейна, засыпанную мусором, и сейчас можно увидеть на площади перед Орловскими воротами.

Первый парк был небольшим, но уже к 1820 году начинается освоение прилегающей к нему территории, поросшей густым еловым лесом. В 1850–1860-х годах начинается осушение болот, вырубка части елового леса и посадка лиственного. Вокруг границ парка была проложена круговая дорога, а внутри прорезаны просеки, по которым удобно кататься верхом. Баболовский парк становится излюбленным местом прогулок императоров Александра II и Николая II.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дворец располагается на окраине Баболовского парка, направо от Баболовской просеки. Своим появлением дворец обязан Екатерине II. В 1780 г. она повелела построить здесь небольшой деревянный дом со службами. Прошло несколько лет, и деревянный дом был разрушен, чтобы на его месте был построен новый каменный дворец.

Архитектор И. В. Неелов представил на невысоком холме на берегу небольшого Серебряного пруда асимметричное по композиции здание. И. В. Неелов подошел к к компоновке объемов Баболовского дворца новаторски. Не связанный здесь существующей планировкой парка, он развертывает на берегу небольшого пруда свободную асимметричную композицию скромного по размерам здания, предназначенного для интимных приемов. Такое решение явилось для того времени смелым, небывалым новшеством, ломкой традиций классицизма, основанных на соблюдении строгой симметрии. Внутренние комнаты дворца были расписаны чудесными фресками, над которыми с лета 1784 года работали «живописного художества мастер» Федор Данилов и «резного и золотарного дела мастер» Ф. Брюлло.

На другой стороне речки должен был быть построен флигель для прислуги, конюшни, каретник. В архитектуре дворца нашли отражение черты английской готики: постройка создана из красного кирпича, окна имели стрельчатые завершения, восьмигранная башня, постройке присуща общая асимметрия, у каждой комнаты был свой выход в сад. Все это делало Баболовский дворец ярким и достаточно экзотичным сооружением на фоне дворцово-паркового ансамбля Царского Cела. Баболовский дворец довольно миниатюрный и имел всего один этаж. Следует заметить, что дворцом эту постройку называли, прежде всего, за роскошно выполненную купальню. Помещение купальни включало в себя две части. В одной из них была собственно ванна, в другой – служебные помещения. В 1785 году Екатерина II пожаловала этот дворец cветлейшему князю Г. Потемкину, тем самым она добилась, чтобы князь был удален от любимой резиденции императрицы. Но дворец оставался в ведомстве мастеров Царского Cела и формально никогда не принадлежал Потемкину. Дворец стоял на достаточно большом удалении, из-за чего мало посещался, был заброшен и уже к 1790 году обветшал.

В 1814 г. дворец был полностью возобновлен архитектором Л. Руска, который заново отделал все помещения, расписав потолки и задрапировав стены ситцевыми тканями, обставив мебелью красного дерева. Обновленный дворец простоял без перемен около десяти лет.

В 1824 году архитектор В. П. Стасов составил план реконструкции здания, с целью увеличения размеров купального зала. Работы по реконструкции продолжались в течение 6 лет. Известно, что здесь Александр I встречался со своей фавориткой, дочерью придворного банкира, барона Вельо, Софьей Иосифовной. Вот что по этому поводу написал Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «На Баболовский дворец»: «Прекрасная! пускай восторгом насладится в объятиях твоих российский полубог. Что с участью твоей сравнится? Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног»

В 1823 году тот же Александр I, большой любитель холодного купания, приказал построить в этом дворце ванну, вмещающую 8000 ведер воды. Создана она была по проекту по проекту инженера Августина Августиновича Бетанкура: высотой 192 см, глубиной 152 см, диаметром 533 см и весом 48 тонн. Осуществление проекта Бетанкур доверил Самсону Ксенофонтовичу Суханову, руководившему перед этим работами по созданию Росстральных колонн и Александрийского столпа.

1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. Мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда (1766-1843), русского заводчика шотландского происхождения. Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита

Работы закончились в 1829 году, а четыре года ранее умер Заказчик (Александр1) и унес с собой в могилу тайну назначения этого необычного сооружения. Как Заказчик хотел его использовать? Дело в том, что в ванне нет сливного отверстия – и даже если предположить, что она должна была исполнять роль бассейна, дающего возможность освежиться в жаркий летний день, остаётся не понятным, как же сменить грязную воду на чистую. Правда, под фундаментом ванны есть коллектор для приема воды, а дно чаши располагается на 1,5 метра выше поверхности близлежащего пруда. Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна» ни разу не использовалась по своему прямому назначению.

Есть ещё одна версия: «масонская». Её сторонники рассматривают Баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Однако, эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Там, где есть малейшая загадка, обязательно найдется кто-нибудь, сводящий всё к внеземным цивилизациям или параллельным мирам. Так, некто Ю.Бабиков пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..» Но это предположение, конечно, совсем из области научной и псевдонаучной фантастики.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И парк, и дворец сильно пострадали в период Второй Мировой войны: погибло множество растений, парковый ландшафт «украсили» воронки от взрывов, здание дворца превратилось в руины. Царь-ванну, как одну из диковин, пытались, говорят, украсть дважды: немцы, падкие на раритеты, подогнали к ней множество техники – но не сдюжили, и ванна осталась на месте. Второй раз попытку вывезти прекрасный гранитный бассейн себе в «скромный особнячок» предприняли уже в «лихие девяностые» — но тоже не смогли, не смотря на всё желание и современную погрузо-разгрузочную технику. Баболовское чудо света цепко держится за своё исконное место – но печальное состояние останков дворца, отсутствие финансов на его реставрацию, наводят на печальные мысли. Во-первых, ничто не вечно, и гранит тоже подвержен разрушению; во-вторых, руины дворца и запущенный парк – самое место для «диких туристов», приходящих пожарить шашлычки и потребить их под водочку-пивасик – что тоже вряд ли содействует сохранности произведения артели Суханова. А ещё ходят слухи о том, что на месте Баболовского дворца может появиться гольф-клуб… Вряд ли тогда любой сможет усладить свой взор видом гранитной ванны – но, быть может, она «целее будет»… если, конечно, не помешает новому владельцу территории. Впрочем, место там, вероятно, не каждому в руки пойдёт: все попытки сделать дома отдыха, турбазы и прочие подобные заведения терпели крах. То финансов не хватило, то кризис грянул… Пока только на самой окраине парка отель возвели, и на том дело остановилось…


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

(информация с сайтов:
http://pushkin.ru/encycl/parks/babolovskiy-park.html
http://pushkin.ru/encycl/palaces/babolovskiy-dvorets.html
http://www.diletant.ru/blogs/5455/1829/
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/babolovskii-dvorec.html#.UzG3U86s_Fw
http://а-парк.рф/Babolovskiy_park_v_Tzarskom_Sele-02.html )

Начало поездки
Продолжение следует.

Баболовский дворец и Царь-ванна в Санкт-Петербурге

Баболовский дворец был построен в 1875 году на месте усадебного комплекса, некогда принадлежавшего Григорию Потёмкину. Выдержанный в стиле английской готики, на момент постройки он состоял из семи отдельных комнат, окна которых выходили на живописный английский парк.

Автором изначального проекта был архитектор Неелов. Еще позже, другой архитектор — Старов — дополнил дворец «готическими» элементами. Однако, несмотря на все старания зодчих, комплекс по большей части пустовал. Лишь изредка, в период с 1793 по 1840 там проходили тайные встречи Александра I и дочери придворного банкира — Софьи Вельо.

В начале XIX века весь усадебный комплекс вместе с дворцом перешёл в собственность императорского двора. Здание перестроили в купальню с обширным бассейном. Главный зал украсила мраморная «Царь-ванна», изготовленная из цельного куска мрамора. В ней предполагалось купаться в летние дни. К гранитному «бассейну» вела царственная лестница с перилами.

Самый «непопулярный» из трёх русских «Царей» — десятиметровая, 48-тонная ванна — «подруга» Царь-пушки и Царь-колокола. Подобно своим грандиозным коллегам, баболовская ванна так и не была использована по назначению. И хотя о её существовании мало кто знает, она остается одним из интереснейших культурных, исторических и инженерных памятников.

Идея устройства фантастической купальни возникла как бы сама собой. Вода Таицких источников считалась целебной, однако во дворец она поступала по подземной галерее, которая располагалась на глубине 10 метров под землёй. Возможно, именно перспектива купания в ледяной воде охлаждала пыл многих желающих опробовать чудо-ванну.

Об этой ванне ходят легенды, вокруг неё творятся настоящие чудеса. К примеру, во время войны немцы хотели увезти её из дворца, но не смогли поднять. А в 1990-х «новые русские» собирались перевести её на только что построенную виллу в Ленинградской области, но их попытки также не увенчались успехом. Ванна до сих пор стоит в окружении дворцовых руин.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

«Царь-ванна». Баболовский дворец: begemusja — LiveJournal


Я всегда любила Александровский парк больше Царскосельского, а теперь открыла для себя ещё и граничащий с ним Баболовский парк с «царь-ванной»…  

«Царь-ванна» — огромная гранитная ванна, выполненная мастером Самсоном Сухановым по проекту инженера Бетанкура. Ребята справа очень удачно оказались в кадре, наглядно демонстрируя масштаб ванны: её высота составляет 196 см, глубина — 152 см, диаметр -533 см, вес — 48 тонн. Цельную гранитную глыбу весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет с 1818 по 1828 год. К бассейну вела чугунная лестница с перилами. 
Вопрос о дальнейшей судьбе уникальной ванны и самого дворца до сих пор остаётся открытым…

Что касается истории самого дворца, то он был построен в 1785 году по проекту арх. Ильи Неёлова для Григория Потёмкина. Из-за отдалённости дворца посещался он редко, и после смерти Потёмкина здание обветшало. Вторым рождением дворца стала его перестройка, проводившаяся в 1817-25 гг. арх. Василием Стасовым для Александра I. Композиционным центром дворца был овальный зал,  который архитектор значительно увеличил, чтобы установить на месте прежней мраморной ванны гранитную. Во время войны дворец был разрушен, но ванна, к счастью, уцелела.

Тот самый овальный зал с ванной, забраться можно через лаз снизу. Руины дворца народ облюбовал для шашлыков, защищаясь за его стенами от ветра.

Рядом с дворцом расположен пруд с мостом-плотиной

Найти «Царь-ванну» несложно: выйдя через Большой Каприз из Александровского парка вы, перейдя через дорогу, попадаете в Баболовский парк, через весь парк тянется длинная аллея, в конце которой следует повернуть направо, и, пройдя ещё немного, вы выйдете к руинам Баболовского дворца.

А теперь немного Александровского парка:
Руины Китайского театра в Александровском парке

Строительство театра началось в 1778 году по проекту арх. А.Ринальди, и велось под руководством И.В.Неелова, который несколько видоизменил первоначальный замысел. Сооружение имело вполне европейские черты и отличалось относительной простотой, и лишь высокая кровля с загнутыми углами вызывала ассоциации с китайской архитектурой. В 1779 году на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль.
Здание было разрушено в 1941 году при артобстреле города Пушкина и сейчас представляет собой живописнейшие руины.

Баболовский дворец в Пушкине

На окраине Баболовского парка находятся руины одноименного Баболовского дворца. Место для строительства этого здания было выбрано самой Императрицей Катериной, которой очень нравились окрестности Таицкого водопада.

Расположение Баболовский парк Раскрыть карту

Также Вам могут быть интересны

Отобразить на карте

История

Изначально на месте Баболовского дворца был построен домик из дерева. Но через несколько лет после окончания его строительства Императрица приказала его разрушить. На месте дома был построен каменный дворец. В этом дворце, согласно первоначальному проекту, было всего семь комнат. А в помещении круглой формы располагалась царская купальня с большой круглой ванной. Кроме того, Императрица распорядилась разбить вокруг ново построенного дворца парк в модном на то время английском стиле, а также выкопать в этом парке два пруда.

Архитектура

Архитектурное решение Баболовского дворца – это воплощение английского готического стиля. Дворец был построен из красного кирпича. Окна дворца были выполнены в лучших традициях готического стиля – с характерными для готики стрельчатыми завершениями. Башни были построены в характерной восьмигранной форме. Все здание было выполнено в модной асимметричной форме. Изюминкой Баболовского дворца можно назвать не только уникальную купальню, но и то, что каждая из сем комнат была оборудована своим собственным выходом в дворцовый сад. Кроме того, Баболовский дворец можно отнести к миниатюрным сооружениям, ведь у него был всего один этаж.

Такое достаточно необычное архитектурное решение дворца выделяло его на фоне остальных построек на территории Царского села. Если быть объективным, то с дворцом у этого здания было мало общего. Но так постройку местные жители наименовали благодаря размещенной в нем роскошной царской купальни.

Царская купальня была поделена на две части. В одной из них находилась непосредственно купальня, а в другой располагались специальные подсобные помещения и комнаты прислуги. Императрица Катерина любила проводить время в этом дворце. Но в 1785 году подарила его князю Потемкину. Но формально князь никогда не являлся владельцем Баболовского дворца.

Сам дворец был построен на довольно внушительном расстоянии от основной части Царского села, поэтому его посещали довольно редко. В скором времени Баболовский дворец пришел в запустение.

История Царь — ванны

Запустение Баболовского дворца длилось не долго. В 1823 году Император Александр, который прославился как любитель «холодного купания», дал приказ построить в этом дворце ванну. В 1824 году архитектор Стасов предоставил Императору на рассмотрение план реконструкции всего здания дворца, который предполагал расширение зала, который использовался под царскую купальню. К тому времени была уже готова царская ванна. Это была потрясающих размеров емкость, которая вмещала в себя 8000 ведер воды. Изготовили царскую ванну с цельного куска гранита.

Император одобрил план по реконструкции здания. Работы велись на протяжении 6 лет. Но Император использовал это удаленное здание не только для купания. Известно, что Баболовский дворец являлся местом романтических свиданий царя со своей фавориткой Софией.

Современность

Баболовский дворец был полностью разрушен в период Великой Отечественной войны. Работы по его восстановлению не начались даже сейчас. Единственный интерес, который вызывают эти руины и посетителей Баболовского парка – это гранитная царская ванна. На эту емкость каждый желающий может посмотреть через окно. Можно, конечно, пробраться и в комнату, чтобы потрогать гранитный шедевр собственными руками. Но делать это не желательно, так как руины находятся в аварийном состоянии.

Есть надежда, что в скором будущем руины Баболовского дворца превратятся в элитный спа-салон или отель.

Баболовский парк. Царское Село. — Про путешествия, ориентирование и про всё — LiveJournal

Когда я заводил этот блог, то думал, что писать буду в основном о путешествиях. Но вот как раз с путешествиями последнее время у меня не очень. Поэтому обратимся к Петербургу и окрестностям. За последние годы интернет-энтузиасты, так сказать, краеведения, набросали тонны текстов и фотографий о каждом камешке в Петербурге и окрестностях. И это, конечно, хорошо. Я тоже хочу с присоединиться к этому краеведческому хору. Любая такая поездка — это тоже маленькое путешествие, а я их очень люблю.
Начнём с Баболовского парка в Царском селе. С этим парком у меня связаны хорошие детские воспоминания. В детстве я очень часто ездили гулять в Пушкин и Павловск с родителями. Многие и многие выходные я провёл в этих парках. Зимой мы чаще бывали в Павловске, катались на лыжах и санках, а летом в Пушкине. Больше всего мне нравился Александровский парк. С этими полуразрушенными мостами, развалившимися павильонами, заросшими прудами и каналами. Всё это было больше похож на лес, который когда-то давно в давние, и похоже волшебные времена, был роскошным ухоженным парком. Что же касается Баболовского парка, самого удаленного от вокзала парка в Пушкине, то само его существование было загадочным. Я знал, что он находится за Александровским, но туда мы ходили всего несколько раз. Это для меня были уже настоящие походы, с привалами, термосом и бутербродами. Но почему-то до главной достопримечательности парка, Баболовского дворца, я впервые добрался уже в гораздо более старшем возрасте.
Попасть в Баболовский парк очень просто. Можно доехать на машине, маршрутке или автобусе до Орловских ворот. А можно дойти от Екатерининского дворца, по Подкапризовой дороге разделяющей Екатериннинский и Александровский парки, мимо Китайской деревни дотопать до Баболово. Продолжением этой дороги является прямая как стрела Баболовская просека. Когда дорога выйдет из леса на луг, надо повернуть направо. Метров через двести вы выйдете к пруду с плотиной. На берегу этого пруда и находится дворец, вернее то, что от него осталось. От Орловских ворот до Баболовского дворца идти около 2,5 километров.

Ссылка на Яндекс.карты.

История Баболовского парка началась во второй половине 18 века. Екатерина Великая подарила эти земли князю Григорию Александровичу Потёмкину Таврическому, и он построил на них деревянный дом, а рядом был разбит парк. Название Баболовский он получил от лежащей тогда рядом финской деревни Баболово. Все эти названия окружающих Петербург деревень: Токсово, Рапполово и т.п., несмотря на казалось бы русское окончание «-ово», на самом деле имеют финские корни. Сейчас парк довольно сильно зарос, но всё равно видно, что это не просто лес. Пейзажный парк, который был сначала создан на небольшой площади около дворца со временем разросся, и стал самым большим в Царском Селе (почти 300 га). Превратить обычный лес на болотистых землях к югу от Петербурга в парк — дело непростое, это огромная работа на долгие годы. Вместо заболоченного ельника с лиственном подлеском, который обычно можно видеть в южных окрестностях Петербурга, здесь появились травяные луга, дубовые рощи, были посажены такие породы деревьев, которые сроду не росли в этих широтах: дубы, лиственницы, клёны.

В начале 19 века, при Александре I, на территории парка было создано Школьно-садовое заведение с питомником для саженцев и теплицами для цветов, которые поставлялись в другие царскосельские императорские парки. Планировка его представляла собой густую сеть продольных и поперечных дорожек, разделявших участок на множество прямоугольников, занятых грядами и теплицами. В центре построили дом для садовых подмастерьев и выкопали два пруда. Окончательное формирование парка произошло уже в правление Александра II, тогда же он и стал называться Баболовским. К сожалению, во время войны парки Царского Села очень сильно пострадали. Естественно, восстанавливать взялись прежде всего Екатерининский парк, потом Александровский, до Баболовского руки так толком и не дошли. И потихоньку парк превращается в то, чем и был когда-то — в заболоченный еловой лес. Но труды садоводов кое-где еще видны. В наши дни сюда за грибами ходят, а зимой кататься на лыжах.

Аллея серебристых ив Баболовском парке


Дореволюционное Царское Село было таким заповедником императорской «идеальной» России. Прекрасные парки, пруды и реки полные рыбы, гусары и кирасиры, совершающие верховые прогулки по аллеям парка, дворцы, павильоны и мосты. Это была царская и великокняжеская резиденция, места дислокации элитных воинских частей, и большинство жителей города так или иначе занимались обслуживанием их потребностей. Весь этот мир был безжалостно уничтожен после семнадцатого года, те люди исчезли без следа, а фашистская оккупация уничтожила и большинство материальных памятников той эпохи. Надо сказать огромное спасибо людям, которые восстановили главные памятники Царского Села после Великой Отечественной Войны. Но вот Баболовский парк и дворец по-прежнему несут на себе ощущение заброшенной и забытой вселенной.
Баболовский дворец

Когда я в первый раз увидел Баболовский дворец, то я был немного разочарован. Во время войны дворец был почти полностью разрушен, а в 70-е годы была проведена не реставрация, но консервация этого памятника. Выглядело это так, как будто старое разрушенное здание укрепили современными бетонными балками и кирпичной кладкой. Примерно также это выглядит и сейчас.
Первый дворец построенный для князя Потемкина Таврического в 1785 году был одноэтажным, он был возведён по проекту архитектора Ильи Васильевича Неелова. Современный вид, вернее тот вид, которое здание имело до войны, он получил после перестройки, осуществленной Василием Петровичем Стасовым в 1824-1825 годах. После Потемкина дворец отошел императорской семье. Утверждается, что император Александр I встречался здесь со своей любовницей Софьей Вельо, дочерью придворного банкира барона Вельо. Причем самым знаменитым распространителем этой сплетни был А.С. Пушкин, который в лицейские годы написал гекзаметром трудно читаемое стихотворение «На Баболовский Дворец»:

Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног.

К сожалению, сегодня трудно представить, что это ныне довольно загаженное место, когда-то было подходящим для романтических свиданий царственной особы.

Те туристы, которые добираются до Баболовского дворца, в качестве главного приза получают возможность взглянуть на знаменитую гранитную ванну. Это единственное, что сохранилось до наших дней, уцелев во время войны и не пострадав за 60 лет проведенных практически под открытым небом. Заказанная тем самым императором Александром Павловичем, гигантская чудо-ванна была выполнена под руководством мастера Самсона Семеновича Суханова, который известен тем, что работал над созданием колоннады Исаакиевского собора и Александрийского столпа на Дворцовой площади Петербурга. Ванна высечена из единого куска гранита, который был вырублен под Выборгом. А автором проекта был русско-поданный инженер Бетанкур, уроженец далеких Канар, острова Тенерифе. Работа над ванной длилась 10 лет и была закончена в 1828 году, уже после смерти Александра I.
Сейчас попасть внутрь дворца нельзя, но народ пробил заложенное кирпичной кладкой окно. На ванну можно посмотреть, а можно попробовать залезть вовнутрь дворца. Не скажу, чтобы это было безопасно, и нельзя сказать, чтобы там внутри хорошо пахло. Но при определенной осторожности можно это проделать. До войны к ванне вела лестница. Хотя, честно говоря, практическое применение ванны мне не совсем ясно. Купаться в холодной воде в гранитной ванне в нашем климате — это на любителя. А устройства для подогрева воды вроде было не предусмотрено. Разве, что костер развести под гранитом, но так недолго купающихся господ и сварить.


Другие достопримечательности парка

Давайте немного посмотрим на другие достопримечательности Баболово.

Мосты
Парк пересекает царскосельская речка Кузьминка. Перед дворцом она запружена, и разливается в небольшое озерко. Мост-плотина напротив дворца был разрушен во время войны, но он был восстановлен в советский период.

Парковые аллеи еще несколько раз пересекают Кузьминку, но исторические мосты там не сохранились.
Разветвленная система аллей, луга и рощи, всё это было искусственно создано в XIX веке.

Красносельские и Старокрасносельские ворота
В дореволюционные времена Баболовский парк пересекала проезжая дорога из Царского в Красное село. Эту дорогу очень часто использовали августейшие особы. В Красном каждое лето проводились сборы и маневры, Красносельский воинский лагерь возник еще во второй половине XVIII века. На выезде из царской резиденции дорогу украшали ворота. Красносельские на выезде из Александровского парка, Старокрасносельские на выезде из Баболовского. Красносельские ворота в народе назывались «слоновыми». С ними совсем недавно произошла удивительная метаморфоза, четыре года назад две караулки этих ворот были похожи на руины, а теперь они выглядят так, как будто построили их только вчера (см. фото ниже). Как будто с минуты на минуту покажется казачий разъезд для смены караула.


Красносельские ворота до реставрации. Ноябрь 2006.

Красносельские ворота в 2010-11 годах

Красносельские ворота выполнены по проекту английского архитектора А.Менеласа в 1820 году. Здорово,что реставрация добирается до удаленных памятников Пушкина. Хотя, если честно, то вот такой «новодел» лишает эти места прелести «заброшенного парка», который так мне всегда нравился в детстве.

Старокрасносельсим воротам не повезло. Судя по фотографиям найденным мною в Интернете они ещё совсем недавно стояли на своём месте, хотя и были ржавыми и покосившимися, а дорога сквозь них ни вела никуда, кроме как в совхозные поля. Я думал, что они исчезли вовсе. Но оказалось, что исторически они были центральной частью Красносельских ворот. И в процессе реставрации их вернули на старое место. А на их старом месте не осталось ничего, кроме пары бетонных тумб.


фотография http://ru.wikipedia.org

Старокрасносельские ворота после реставрации

Александровские ворота
Находятся между Александровским и Баболовским парками на Волхонском шоссе, ведущем из Царского Села в Стрельну и Петергоф. Построены они также по проекту Менеласа. Сегодня от ворот осталась только одна колонна со стороны Александровского парка, хотя я точно помню, что несколько лет назад в наличии было несколько фрагментов ворот.

Розовая караулка
К сожалению, у меня нет фотографии караулки 10-летней давности, но это еще один пример недавней реставрации. Караулке придали «родной» исторический розовый цвет. Караулка стоит у места где сходятся три парка: Екатерининский, Баболовский и Александровский, и до революции предназначалась именно для караула. Как видно, подобно современным правителям российские самодержцы тоже пеклись о своей безопасности, их летняя резиденция со всех сторон была окружена караулками и воротами.

Верстовой столб и солнечные часы
Около Орловских ворот стоит старинный верстовой столб. Таких полно в Питере и окрестностях, большинство их них восстановили в советское время. Этот отличается от других тем, что оборудован солнечными часами.

Таицкий водовод
Таицкий водовод был сооружен в царствование Екатерины Великой для снабжения Царскосельских прудов водой, а также питьевой водой жителей города. Заключительная часть водовода проходила, как раз по территории Баболовского парка. А начинался он в окрестностях деревни Тайцы (это направление на Гатчину-Балтийскую). 7 километров водовода шли под землей, на глубине до 16 метров. Представьте себе такое метро 18 века!
Очень подробно можно почитать об этом сооружении можно здесь: http://www.sablino.ru/arhiv/vodovod.html.

Заброшенный дворец со знаменитой «Царской баней» ⋆ Russian Urban Exploration

Баболовский парк расположен за Екатерининским и Александровским парками в городе Пушкин.

Дворец построен во времена Екатерины II (1785 г.) как одноэтажная летняя резиденция и баня. Готический стиль красного кирпичного дома соответствует моде той эпохи и прекрасно вписывается в парковый ландшафт.

Баболовский дворец представлял собой одноэтажную беседку.Всего было семь комнат, каждая из которых выходила в парк.

Глядя через щель в одной из стен восьмиугольной башни, можно увидеть огромный гранитный бассейн, колоссальный монолитный бассейн, вырезанный из цельного куска красного гранита, высотой около 2 м (прибл. 6,5 футов) и более 5 м (около 17 футов) в диаметре.

Внук Екатерины, Александр I из России, любил это место, и, по слухам, он проводил здесь свидания со своими возлюбленными.

Александр приказал отремонтировать дворец, сделав гигантскую гранитную ванну вместо бело-мраморной. Его создал известный петербургский каменщик Самсон Суханов.

В 1818 году кусок гранита весом более 160 тонн был доставлен в Баболово с одного из финских островов. Единственное, что оставалось сделать мастерам — это отрезать весь лишний камень.

Работа длилась 10 лет, качество было непревзойденным.В результате была вырезана ванна из полированного гранита высотой 196 см (6,5 футов), глубиной 152 см (5 футов) и диаметром 533 см (17 футов) при массе 48 метрических тонн. Данные объема показывают, что внутри могло поместиться 8000 ведер воды, что составляет около 12 метрических тонн.

После завершения камнерезных работ вокруг бани была построена восьмиугольная башня. Вокруг него изнутри были чугунные тротуары, подвешенные на балках с поручнями, лестницы, ведущие вниз, и смотровые площадки.

Сегодня стоимость реконструкции Баболовского дворца и прилегающей территории оценивается в 100 миллионов долларов, но спонсора еще не найдено.

Оценка читателей

Всего: 12 Среднее: 3,3

.

Дворец Баболово — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Palacio de babolovo».


Busca Palacio de babolovo en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario)
Wikilibros (обучающие / руководства)
Викицитатник (цитаты)
Wikisource (biblioteca)
Викинотики (нотиции)
Wikiversidad (contenido académico)
Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes (viajes)
Викиданные (данные)
Викивиды (особые)
  • Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного художественного оформления, в Википедии и в Википедии, на котором размещена информация о автобусах.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca «Дворец баболово» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Проконсультируйтесь по списку произведений искусства в «Паласио-де-Баболово».
  • Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Дворец баболово».
  • Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
  • Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.

Оставить комментарий