Общение как ведущая потребность дошкольника: особенности и этапы развития

Опубликовано в Разное
/
8 Окт 2024
Какова роль общения в развитии дошкольника. Какие формы общения проходит ребенок от рождения до школы. Как меняются потребности и мотивы общения дошкольника с взрослыми. Почему важно уважительное отношение к ребенку.

Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста

Общение играет ключевую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Это основное условие формирования личности, важнейший фактор психического развития, один из главных видов деятельности человека. Через общение ребенок познает себя и окружающий мир, усваивает социальные нормы и ценности, приобретает необходимые знания и навыки.

Почему общение так важно для дошкольника? Есть несколько причин:

  • Оно позволяет ребенку усваивать общечеловеческий опыт и социальные нормы
  • Способствует развитию психических процессов и функций
  • Формирует отношение ребенка к себе и окружающим
  • Удовлетворяет потребность в познании и новых впечатлениях
  • Стимулирует речевое развитие

Особенно велика роль общения в нравственном воспитании дошкольника. Через целенаправленное общение с взрослыми у ребенка формируются представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, развиваются нравственные чувства и качества личности.


Этапы развития общения в дошкольном возрасте

Развитие общения ребенка с взрослыми проходит несколько последовательных этапов. Согласно концепции М.И. Лисиной, выделяют 4 формы общения дошкольника с взрослыми:

  1. Ситуативно-личностное (0-6 месяцев)
  2. Ситуативно-деловое (6 месяцев — 3 года)
  3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)
  4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет)

На каждом этапе меняется содержание общения, его мотивы, средства и результаты. Рассмотрим подробнее особенности каждой формы.

Ситуативно-личностное общение младенца

Первая форма общения характерна для младенческого возраста. Каковы ее ключевые особенности?

  • Общение ограничено конкретной ситуацией взаимодействия ребенка и взрослого
  • Основное содержание — эмоциональные контакты
  • Главный мотив — личность взрослого, его внимание и доброжелательность
  • Средства общения — улыбки, взгляды, мимика, жесты

На этом этапе взрослый является для младенца источником ласки, внимания и положительных эмоций. Ребенок стремится привлечь внимание взрослого, вызвать его улыбку и одобрение.


Ситуативно-деловое общение в раннем возрасте

К концу первого года жизни у ребенка возникает потребность в сотрудничестве со взрослым. Как это проявляется?

  • Ребенок стремится к совместным действиям со взрослым
  • Взрослый выступает как организатор и помощник в предметной деятельности
  • Общение опосредуется предметами и действиями с ними
  • Появляются первые вопросы ребенка к взрослому

На этом этапе взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, раскрывает их свойства и возможности использования. Ребенок активно осваивает предметный мир с помощью взрослого.

Внеситуативно-познавательное общение дошкольника

В дошкольном возрасте (3-5 лет) возникает новая форма общения с взрослым. Чем она характеризуется?

  • Выход за рамки конкретной ситуации, общение о вещах, не воспринимаемых непосредственно
  • Познавательные мотивы общения, стремление понять окружающий мир
  • Взрослый выступает как эрудит, источник знаний
  • Появление вопросов «почему?», «зачем?», «как?»
  • Речь становится главным средством общения

Ребенок стремится получить новую информацию, понять причинно-следственные связи. Взрослый помогает ему выстроить целостную картину мира.


Внеситуативно-личностное общение старшего дошкольника

К концу дошкольного возраста (5-7 лет) возникает высшая форма общения ребенка со взрослым. Каковы ее особенности?

  • Обсуждение вопросов, выходящих за рамки ситуации
  • Интерес к миру людей, социальным явлениям
  • Личностные мотивы общения
  • Потребность во взаимопонимании и сопереживании
  • Взрослый выступает как целостная личность, носитель социальных норм

Ребенка интересуют вопросы смысла жизни, взаимоотношений людей, морали и нравственности. Он стремится к психологической близости со взрослым.

Изменение потребностей и мотивов общения дошкольника

На протяжении дошкольного детства меняются потребности, побуждающие ребенка к общению со взрослыми. Как это происходит?

  • В младенчестве — потребность во внимании и доброжелательности взрослого
  • В раннем возрасте — потребность в сотрудничестве
  • В младшем дошкольном возрасте — познавательные потребности
  • В старшем дошкольном возрасте — потребность в уважении, взаимопонимании и сопереживании

Параллельно меняются и мотивы общения: от личностных в младенчестве к деловым в раннем возрасте, затем к познавательным и снова к личностным на новом уровне в конце дошкольного периода.


Значение уважительного отношения к ребенку

Почему так важно уважительное отношение взрослого к дошкольнику? Есть несколько причин:

  • Формирует у ребенка чувство собственного достоинства
  • Способствует развитию инициативности и самостоятельности
  • Поддерживает познавательную активность
  • Создает доверительные отношения между ребенком и взрослым
  • Помогает ребенку усваивать моральные нормы и ценности

Неуважительное отношение, постоянная критика и отрицательные оценки могут серьезно навредить развитию личности дошкольника. Поэтому так важно поддерживать позитивный настрой в общении с ребенком.

Влияние общения на формирование личности дошкольника

Как общение со взрослыми влияет на формирование личности ребенка дошкольного возраста? Можно выделить несколько ключевых аспектов:

  • Формирование образа «Я» и самооценки
  • Развитие эмоциональной сферы
  • Усвоение моральных норм и ценностей
  • Становление произвольности поведения
  • Развитие коммуникативных навыков

Через общение со взрослым ребенок учится контролировать свое поведение, оценивать свои действия и поступки, понимать чувства других людей. Все это закладывает основу для формирования зрелой личности.


Особенности общения дошкольника со сверстниками

Общение со сверстниками также играет важную роль в развитии дошкольника. Чем оно отличается от общения со взрослыми?

  • Более яркая эмоциональная насыщенность
  • Нестандартность и нерегламентированность контактов
  • Преобладание инициативных действий над ответными
  • Богатство и разнообразие коммуникативных действий
  • Сверстник выступает как равный партнер

В общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свое мнение, договариваться, решать конфликты. Это важный опыт социального взаимодействия, необходимый для дальнейшей жизни.

Оставить комментарий