Общение как ведущая потребность дошкольника: особенности и этапы развития
Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста
Общение играет ключевую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Это основное условие формирования личности, важнейший фактор психического развития, один из главных видов деятельности человека. Через общение ребенок познает себя и окружающий мир, усваивает социальные нормы и ценности, приобретает необходимые знания и навыки.
Почему общение так важно для дошкольника? Есть несколько причин:
- Оно позволяет ребенку усваивать общечеловеческий опыт и социальные нормы
- Способствует развитию психических процессов и функций
- Формирует отношение ребенка к себе и окружающим
- Удовлетворяет потребность в познании и новых впечатлениях
- Стимулирует речевое развитие
Особенно велика роль общения в нравственном воспитании дошкольника. Через целенаправленное общение с взрослыми у ребенка формируются представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении, развиваются нравственные чувства и качества личности.
Этапы развития общения в дошкольном возрасте
Развитие общения ребенка с взрослыми проходит несколько последовательных этапов. Согласно концепции М.И. Лисиной, выделяют 4 формы общения дошкольника с взрослыми:
- Ситуативно-личностное (0-6 месяцев)
- Ситуативно-деловое (6 месяцев — 3 года)
- Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)
- Внеситуативно-личностное (5-7 лет)
На каждом этапе меняется содержание общения, его мотивы, средства и результаты. Рассмотрим подробнее особенности каждой формы.
Ситуативно-личностное общение младенца
Первая форма общения характерна для младенческого возраста. Каковы ее ключевые особенности?
- Общение ограничено конкретной ситуацией взаимодействия ребенка и взрослого
- Основное содержание — эмоциональные контакты
- Главный мотив — личность взрослого, его внимание и доброжелательность
- Средства общения — улыбки, взгляды, мимика, жесты
На этом этапе взрослый является для младенца источником ласки, внимания и положительных эмоций. Ребенок стремится привлечь внимание взрослого, вызвать его улыбку и одобрение.
Ситуативно-деловое общение в раннем возрасте
К концу первого года жизни у ребенка возникает потребность в сотрудничестве со взрослым. Как это проявляется?
- Ребенок стремится к совместным действиям со взрослым
- Взрослый выступает как организатор и помощник в предметной деятельности
- Общение опосредуется предметами и действиями с ними
- Появляются первые вопросы ребенка к взрослому
На этом этапе взрослый показывает ребенку способы действий с предметами, раскрывает их свойства и возможности использования. Ребенок активно осваивает предметный мир с помощью взрослого.
Внеситуативно-познавательное общение дошкольника
В дошкольном возрасте (3-5 лет) возникает новая форма общения с взрослым. Чем она характеризуется?
- Выход за рамки конкретной ситуации, общение о вещах, не воспринимаемых непосредственно
- Познавательные мотивы общения, стремление понять окружающий мир
- Взрослый выступает как эрудит, источник знаний
- Появление вопросов «почему?», «зачем?», «как?»
- Речь становится главным средством общения
Ребенок стремится получить новую информацию, понять причинно-следственные связи. Взрослый помогает ему выстроить целостную картину мира.
Внеситуативно-личностное общение старшего дошкольника
К концу дошкольного возраста (5-7 лет) возникает высшая форма общения ребенка со взрослым. Каковы ее особенности?
- Обсуждение вопросов, выходящих за рамки ситуации
- Интерес к миру людей, социальным явлениям
- Личностные мотивы общения
- Потребность во взаимопонимании и сопереживании
- Взрослый выступает как целостная личность, носитель социальных норм
Ребенка интересуют вопросы смысла жизни, взаимоотношений людей, морали и нравственности. Он стремится к психологической близости со взрослым.
Изменение потребностей и мотивов общения дошкольника
На протяжении дошкольного детства меняются потребности, побуждающие ребенка к общению со взрослыми. Как это происходит?
- В младенчестве — потребность во внимании и доброжелательности взрослого
- В раннем возрасте — потребность в сотрудничестве
- В младшем дошкольном возрасте — познавательные потребности
- В старшем дошкольном возрасте — потребность в уважении, взаимопонимании и сопереживании
Параллельно меняются и мотивы общения: от личностных в младенчестве к деловым в раннем возрасте, затем к познавательным и снова к личностным на новом уровне в конце дошкольного периода.
Значение уважительного отношения к ребенку
Почему так важно уважительное отношение взрослого к дошкольнику? Есть несколько причин:
- Формирует у ребенка чувство собственного достоинства
- Способствует развитию инициативности и самостоятельности
- Поддерживает познавательную активность
- Создает доверительные отношения между ребенком и взрослым
- Помогает ребенку усваивать моральные нормы и ценности
Неуважительное отношение, постоянная критика и отрицательные оценки могут серьезно навредить развитию личности дошкольника. Поэтому так важно поддерживать позитивный настрой в общении с ребенком.
Влияние общения на формирование личности дошкольника
Как общение со взрослыми влияет на формирование личности ребенка дошкольного возраста? Можно выделить несколько ключевых аспектов:
- Развитие эмоциональной сферы
- Усвоение моральных норм и ценностей
- Становление произвольности поведения
- Развитие коммуникативных навыков
Через общение со взрослым ребенок учится контролировать свое поведение, оценивать свои действия и поступки, понимать чувства других людей. Все это закладывает основу для формирования зрелой личности.
Особенности общения дошкольника со сверстниками
Общение со сверстниками также играет важную роль в развитии дошкольника. Чем оно отличается от общения со взрослыми?
- Нестандартность и нерегламентированность контактов
- Преобладание инициативных действий над ответными
- Богатство и разнообразие коммуникативных действий
- Сверстник выступает как равный партнер
В общении со сверстниками ребенок учится отстаивать свое мнение, договариваться, решать конфликты. Это важный опыт социального взаимодействия, необходимый для дальнейшей жизни.