С узорами изба: Блок «Изба», мастер-класс | Швейный Советник
Блок «Изба», мастер-класс | Швейный Советник
Блок «Изба» — один из основных блоков лоскутного шитья. В англоязычных ресурсах этот блок (и технику его изготовления) называют Log Cabin. На русском также встречаются варианты «Колодец» и «Очаг». Большой плюс этого блока — возможность использования узких полос тканей, часто остающихся при шитье. Мы расскажем, как быстро сшить блок «Изба» своими руками!
Блок «Изба»: варианты исполнения
Как сшить блок «Изба» своими руками? Блок «Изба» предоставляет огромный простор для творчества. Количество используемых тканей не ограничено, а в зависимости от расположения полос и комбинируя несколько блоков, Вы сможете получить интереснейшие рисунки.Классический блок «Изба» состоит из центрального квадрата, вокруг которого последовательно настрачиваются полосы разных тканей.
Часто эти полосы располагаются в соответствии с продуманной цветовой гаммой проекта. Например нижняя правая часть квадрата блока делается более тёмной, а верхняя левая — более светлой.
Пришивать блоки можно как по часовой стрелке, так и в обратном направлении, главное – придерживаться его до конца работы. Центральный квадрат можно переместить (вплоть до одного из углов) и Ваш блок станет совсем другим. Совместив несколько таких блоков, Вы получите разные узоры.
Итак, давайте узнаем, как сшить блок «Изба» своими руками!
Раскрой
Для блока «Изба» Вам понадобится определиться с размером блока в готовом виде и желаемым размером квадрата. Тогда Вы сможете рассчитать, сколько полос и какой ширины нужно будет выкроить. Если есть возможность, лучше отрезать максимально длинные полосы и подрезать их уже в процессе работы. Так Вы избежите ошибок при раскрое и будете расходовать ткань экономнее.
Перед раскроем ткань из натуральных волокон необходимо декатировать, т.е. замочить в тёплой воде, просушить и отутюжить.
При раскрое к желаемой ширине полос прибавляйте двойной припуск на швы.
Припуски Вы можете взять подходящей для Вас ширины, например, сделать их равными ширине лапки.
Ход работы
Сложите лицевыми сторонами вниз центральный квадрат и первую полосу. Прострочите и обрежьте полосу вровень с квадратом.
Отогните первую полосу и приутюжьте.
Сложите лицевыми сторонами вниз квадрат с первой полосой и вторую полосу. Прострочите и обрежьте полосу вровень с квадратом. Вы можете положить вторую полосу как внизу первой, так и вверху. Придерживайтесь выбранного направления до конца блока.
Отогните вторую полосу и приутюжьте.
Продолжайте пристрачивать полосы в соответствии с дизайном. Припуски заутюживайте всегда на сторону полос.
Вид блока с изнанки.
Блок «Изба» готов!
Красота в деталях: «Очи» русской избы
Восхищаясь достижениями современного искусства, мы часто забываем об окружающих сокровищах наших предков. Всё реже и реже мы встречаемся с творениями русского зодчества — резными наличниками и деревянными кружевами, украшающими жилые дома. А ведь этот уникальный пласт нашей архитектуры является визитной карточкой России.
Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.
Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.
Оформление окон являлось своеобразной картиной Мира. В верхней части
Главным символом у славян являлось Солнце. Оно ассоциировалось с энергией, силой, мощью и служило оберегом. Изображалось оно, как правило, в виде ромба или равностороннего креста. Солнце для наших предков, олицетворяло высшую силу, дарующую Жизнь. Позже, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
Ещё одним важным элементом в украшении наличников были громовые знаки, традиционно сопровождающие солнце. (Из курса истории, мы помним, что на Руси, с определённого момента, проповедуется христианство. При этом все народные традиции носят языческий характер). Громовой знак представляет из себя шести- или восьмиконечную звезду, вписанную в круг. Иначе, славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Он был символом доблести, мужества и магическим знаком русского воинства. Также мог обозначать смену дня и ночи.
Рассматривая диковинные наличники, можно увидеть много интересного, однако, не стоит забывать, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть абсолютно разными. Это связано с историей, последующим заимствованием символов и адаптацией их к собственной народной культуре.
В современной России ещё сохранились дома со впечатляющими деревянными узорами на оконных проёмах. Это удивительное искусство передавалось от мастера к мастеру и, по сей день, дома с резными наличниками не оставляют нас равнодушными. Предлагаю вашему вниманию подборку интереснейших образцов деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.
Если вам близка эта тема, добавляйте публикацию в Избранное. Возможно, в вашей местности есть такие же красивые дома, размещайте их фотографии в комментариях. Я буду этому очень рада!
Приятного просмотра!
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русское зодчество. Резные наличники
Русская изба рисунок 5 класс внутри
Каждая русская изба обладает своим индивидуальным видом не только снаружи, но и внутри. Внутреннее убранство избы органично и функционально. Здесь нет лишних вещей, которые бы не несли пользу в хозяйстве, но при этом они зачастую украшены резьбой, или расписаны узорами. После посещения бабушек и дедушек в деревне попросите ребенка нарисовать русскую избу, а если нет такой возможности, то посмотрите вместе с ним детские рисунки на эту тему.
Наряд русской женщины.
Внутреннее убранство русской избы.
Рисуем поэтапно русскую печь.
Внутренний мир.
Детский рисунок.
Простой рисунок карандашом.
Красный уголок.
Рисунок деревни.
Работа ученика 5 класса.
Деревня — деревянный мир.
Цветными карандашами.
Раскраска.
В избе находилась печь и много хозяйственной утвари. Картинка с подписями.
Русская печь.
Схема средневекового города 6 класс история рисунок.
Творческий проект.
Деревянная избушка.
Рисунок простым карандашом.
План местности средневековой деревни.
Печь в доме.
Изображение красного угла в детский сад.
Избушка в лесу.
Дом под снегом.
Простая картинка.
История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница
Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…
Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)
Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.
Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы
Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.
Почему?
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.
Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
Филиппова Елена
Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.
(фот. Побединский Владимир)
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
(фот. Побединский Владимир)
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
(фот. Побединский Владимир)
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.
Источник www.shushara.ru
Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Огромная галерея наличников
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»
Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал
Какие орнаменты и узоры защищали русскую избу
Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия.
На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.
Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы.
Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Небо
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Что означали орнаменты на стенах русской избы
Вырезанный внизу левой причелины, левой по отношению к смотрящему на фасад дома, солярный знак демонстрирует восход, а на правой причелине – закат. Восходящее, как и заходящее, солнце чаще всего изображено ниже земли — прямоугольника — ведь солнце только должно взойти или, наоборот, уже село. Иногда над землей помещена половина солнечного знака в виде дуги, обращенной кверху с тремя лучами – солнце восходит или садится. Нередко солнце уже показано взошедшим, соответственно находящимся над землей, изображенной перекрещенным квадратом, символом плодородия.
На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.
Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Солнечной символике всегда сопутствует изображение земли или поля. Солнце всегда представлено относительно земли, что отвечает геоцентрическим представлениям наших прадедов. Ромб, прочерченный вдоль и поперек, квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части, прямоугольник – все это символическое, условное обозначение вспаханной земли, засеянного поля. Все это — простые и неброские геометрические фигуры, которыми пестрят и причелины, и наличники, и ставни, и ворота – нехитрое, но самобытное убранство русской избы.
Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Небо
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Русская печь — душа избы: 48 замечательных полотен
Холод за окошком подспудно толкает организм искать тепло, а понимание того, что холод надолго, заставляет искать что-то очень надежное и теплое. Чай мы пили, у камина грелись. Камин, конечно, это хорошо — плед клетчатый, кресло-качалка, хорошая книжка, да все это под треск дровишек… Хорошо, но мало. Душа требует большего.
Давайте погрузимся в еще такой недавний мир русской печки. Вот уж вокруг чего крутился весь мир наших людей — и накормит, и обсушит, и душу порадует. А нашему народу что надо? Чтоб на душе свет… И тогда и горы свернем, и на на ядре да на Луну.
Прекрасно вино французское,
Кальян аравийский хорош.
Но печку теплее, чем русскую,
Ты в странах других не найдёшь.
… (с)
Приятного просмотра.
Яблонская Татьяна Ниловна
Александровский Александр
У русской печки. Переславль-Залесский
Горохов Иван Лаврентьевич
Молоко для котят
Федот Сычков
Яков Калиниченко
Думы у печки
Михайлов Григорий Карпович
Кухарка
Анохин Николай
В старом доме Ракитиных
Мария Князева
Интерьер в Михайловском. Домик
Жуковский Станислав Юлианович
Дацук Кирилл Владимирович
Бабушкина печь
Павел Попов
У бабушки в деревне
Бессонов Сергей Евгеньевич
Виктор Ефимович Попков
Виктор Ефимович Попков
Волков Юрий Николаевич
Интерьер с русской печью. Тарнога
Геннадий Проваторов
Носов Иван Семёнович
Геннадий Проваторов
Старик
Геннадий Проваторов
У печки.с. Далёки
Геннадий Проваторов
У печки
Горский-Чернышев Николай Андреевич
Утро в деревне
Гурий Асафович Крылов
Кухня
Захаров Гурий Филиппович
Русская печь
Жданов Владимир
Иванова Галина Ивановна
В избе
Максимов Василий
Молев Евгений Борисович
Интерьер кухни в доме-музее Васнецовых в с. Рябово
Молев Евгений Борисович
Мясников Игорь Петрович
Программа «Время»
Николай Пимоненко
Сваты
Николай Терпсихоров
Моя жена Надя
Пелевин Иван Андреевич
Кормление ребенка
Василий Максимов
Жданов Владимир
Василий Малышев
Гаврилкевич Евгений Григорьевич
Дача. Интерьер с девочкой и самоваром
Л.Л. Милованов
У Печки
Малышев Василий
Кухня
Пимоненко Николай
Святочное гадание
Чадов Станислав
В деревне
Ольга Кондакова
Серебряное блюдечко и наливное яблочко
Людмила Ивановна Елесина
Ромашки
Пелевин Иван Андреевич
Первенец
Стожаров Владимир
Александра Гурьева-Сажаева
Cказка для внучки
Герман Травников
Бодрина М.Г.
Кропачева Светлана
Малина
Федосов Н.П.
Русская печь
Хижина PNG, Вектор, PSD и Клипарт с прозрачным фоном для бесплатной загрузки
желтая мультяшная хижина
2500 * 2500
дом хижина забор
1200 * 1200
вектор трава хижина
1500 * 1500
старинное здание хижины вектор
1200 * 1200
доставка пиццы онлайн заказ на мотоцикле
2000 * 2000
дом любви дом
2000 * 2000
hut ri republik indonesia с логотипом garuda pancasila
1200 * 1200
pizza hut напиток чашка кофе капучино
1200 * 1200
на красивом пляже острова
1200 * 1200
день рождения узор с подарочной хижиной и воздушным шаром 90 005
800 * 800
dirgahayu republik indesia with garuda pancasila hut ri
1200 * 1200
желтая соломенная хижина
1685 * 1425
лесная хижина
1200 * 1200
хижина рождение
2500 * 3000
дровяная хижина
1200 * 1200
фермерская хижина
2937 * 1467
снежная хижина
1200 * 1200
лесная хижина
3000 * 3000
лесная мультипликационная хижина 1200158
хижина в заснеженном зимнем пейзаже
1701 * 2268
рождественская хижина хрустальный шар музыкальная шкатулка снежный ком модель
1200 * 1200
узор на день рождения с подарочными шарами и хижиной
800 * 800
фон старой хижины
1200 * 1200
лесная хижина
1200 * 1200 /ourmid/pngtree-solar-terms-tree-cabin-fresh-png-image_35898.jpg» alt=»hut between snowy mountains llustration image»/>
хижина между снежными горами
1701 * 2268
узор на день рождения с подарочной хижиной и кексом
800 * 800
зеленое дерево и красная хижина
2000 * 2000
678 * 794
день рождения узор с подарочной хижиной и воздушным шаром
800 * 800
векторная карикатура иллюстрации хижина
2000 * 2000
элементы осеннего дерева
2000 * 2000
НОВИНКА
Праздник красочных конфет в кондитерской
1200 * 1200
желтая иллюстрация хижины ветряной мельницы
2100 * 3200
нарисованная от руки иллюстрация леденца хижины
2500 * 2500
иллюстрация домика хижины пруда
2260 * 2096
68
2000 * 937
разноцветные конфеты в конфетной хижине
1200 * 1200
оранжевая редисная хижина для кроликов
1200 * 1200
система управления здоровьем хижина четырехлистный клевер
1024 * 1983
мультяшная хижина, строящая замок
1200 * 1200
нарисованные вручную элементы бара хижины
4167 * 4167
апельсиновая ферма
* 1200Рождественский домик с красной крышей
1200 * 1200
синий силуэт елки
1200 * 1200
Хижина PNG изображения | Векторные и PSD файлы
dirgahayu republik indesia with garuda pancasila hut ri
1200 * 1200
pizza hut онлайн заказ на мотоцикле
2000 * 2000
ball music box снежок модель
1200 * 1200
пир синих конфет в конфетной хижине
1200 * 1200
диргахайу индонезия 17 день агуста баннер вектор
2000 * 2000
древнее здание вектор
1200 * 1200
векторный дизайн день независимости индонезии
2000 * 2000
dirgahayu republik indonesia 75-й день независимости индонезии
4224 * 4224
острова
1200 * 1200
75-й день независимости индонезии вектор
2000 * 2000
75-й с изображением головы орла
1200 * 1200
красочный праздник конфет в конфетной хижине
1200 * 1200
желтый мультфильм хижина
2500 * 2500
значок вектора дома
1024 * 1024
лесная хижина
1200 * 1200
забор хижины
1200 * 1200
мультфильм лесная хижина
1200 * 1200
хижина любви жилые дома
2000 * 2000
желтая соломенная хижина
1685 * 1425
0005 день независимости 9 тдекаун * 2100
мультяшная хижина
1200 * 1200
домашний вектор значок
1024 * 1024
селамат хари кемердекаан индонезия текст искусство день независимости
1200 * 1200
пицца хат напиток капучино чашка кофе
1200 * 1200
731200 * 1200
дровяная хижина
1200 * 1200
белая орхидея
1200 * 1200
лесная хижина
800 * 800
шаблон флаера зоомагазина красные собаки
800 * 800
набор векторных хижин
678 * 794
ферма хижина
2937 * 1467
фон старой хижины
1200 * 1200
зеленый tr ее и красная хижина
2000 * 2000
хижина в снежном зимнем пейзаже
1701 * 2268
день рождения узор с подарочной хижиной и кексом
800 * 800
2500 * 3000
векторная карикатура хижина
2000 * 2000
Выкройка Hut’s Amore вязанием крючком Hut’s
Мое желание — создать прекрасный новый проект, который описывается следующей мыслью: САМОЕ ЛУЧШЕЕ В ЖИЗНИ БЕСПЛАТНО .
Этими чудесными словами я хочу выразить смысл проекта HUT’S CROCHET — поделиться своей любовью и знаниями со всеми вязальщицами по всему миру.
Любовь, сердечки и красный цвет — HUT’S AMORE — так называют эти вязаные крючком детские пинетки. Они были созданы в месяц любви — феврале.14 февраля зарезервировано для особого случая — Дня святого Валентина. Я думаю, что это здорово — отпраздновать его нематериалистически — написать кому-то приятное сообщение, приготовить небольшой сюрприз для близких. Но самое главное — держать этот День святого Валентина в наших сердцах КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Я буду благодарен за каждый лайк и поделиться на моей странице в FB: https://www.facebook.com/hutscrochet, где будут анонсированы все новые паттерны. Чтобы добиться как можно большего количества вязальных крючком, поделитесь шаблонами или ссылками на странице FB, закрепите их на Pinterest, добавьте в избранное в Instagram и Ravelry.
Приятного вязания крючком и большое спасибо за участие в HUT’S CROCHET! 🙂
Этот учебник вязаного крючком детского рисунка HUT’S AMORE доступен в размере новорожденного.
Материалы:
- крючок 3,5 мм (E);
- игла для пряжи;
- маркеров петель;
- Schachenmayr Sun City шерсть для крючка 3,5 — 4,5 мм (G: 18S и 25R в 4 дюйма / 10 см) — Я использовала серую шерсть CottonFun Schulgarn для крючка 3-4 мм (G: 22S и 29R в 4 дюйма / 10 см). ) — использовал красный;
- две кнопки.
Стежки:
- Ч — цепь;
- Ss — стежок скольжения;
- СБН — столбик без накида;
- Sc2tog — столбики без накида два вместе;
- Hdc — столбик с накидом;
- Dc — столбики с накидом;
- Dc2tog — столбики с накидом два вместе.
Каждый узор содержит много любви, времени и усилий, поэтому НЕ КОПИРУЙТЕ И НЕ МЕНЯЙТЕ ЭТО ОБРАЗЕЦ, ПРОДАЙТЕ ИЛИ РАЗМЕЩАЙТЕ ЕГО КАК СОБСТВЕННЫЙ. НЕ ДЕЛАЙТЕ ВИДЕО ИЗОБРАЖЕНИЯ.Также не публикуйте фотографии как свои собственные, , но не стесняйтесь делиться моей страницей в facebook, веб-страницей и ссылками на шаблоны.
.ПРОЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ Как получить выкройку LittleOwlsHut бесплатно
НЕ ПОКУПАЙТЕ ЭТО ОБЪЕКТ! ПРОЧИТАЙТЕ в первую очередь.
Вот объяснение, как вы можете получить любой из наших схем вязания крючком или спицами бесплатно.
Все, что вам нужно сделать, это открыть свой собственный магазин на Etsy, перейдя по ссылке ниже
http://etsy.me/1ZQ51az
, и выставить хотя бы 1 товар на продажу в этом магазине.
Как только ваш магазин будет открыт и 1 товар будет доступен для продажи, Etsy пришлет мне уведомление о том, что мой друг открыл магазин на Etsy, и я свяжусь с вами через личное сообщение Etsy, чтобы узнать, какой шаблон вы хотите получить бесплатно.
ДА! Это все, что вам нужно сделать 😉
Щелкните ссылку http://etsy.me/1ZQ51az и выставьте что-нибудь на продажу.
—— FAQ ——
НИЧЕГО НЕТ НА ПРОДАЖУ
————————— ———————-
На продажу можно выставить любую поделку.
Подойдет все, что угодно: вязаное крючком, вязаное изделие, игрушка ручной работы, открытка, пряжа, картина, картина, браслет-шарм, украшения ручной работы, вышивка, бумажная бирка для вещей … почти все, что вы можете придумать, если оно есть ручной работы.
ETSY ПРОСИТ МЕНЯ ОПЛАТИТЬ, ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ МОЙ ПЕРВЫЙ ТОВАР
————————————- ————
Вы сможете БЕСПЛАТНО указать первые 40 позиций, так что никаких расходов с вашей стороны.
Etsy скажет вам заплатить 0,20 пенса, но, пожалуйста, продолжайте!
Etsy НЕ БУДЕТ ПЛАТИТЬ ВАМ.
Первые 40 объявлений будут БЕСПЛАТНЫМИ, если вы воспользуетесь моей ссылкой.
У МЕНЯ УЖЕ ЕСТЬ МАГАЗИН НА ETSY
—————————————- ———
Вы можете открыть новый, используя другой адрес электронной почты.
Существующие магазины не имеют права на получение бесплатного шаблона, только те, которые открыты по ссылке ниже
http: // etsy.me / 1ZQ51az
ИЗ КАКИХ ОБРАЗЦОВ Я МОГУ ВЫБРАТЬ?
————————————————
Вы можете выбрать любой узор из имеющихся в продаже в нашем магазине на английском языке на Etsy или на любом другом языке.
Магазины LittleOwlsHut на разных языках можно найти, щелкнув ссылку ниже
https://www.etsy.com/uk/listing/220362195/links-to-patterns-in-other-languages-see?
ЕСЛИ Я ОТКРОЙ 2 или более МАГАЗИНОВ, СКОЛЬКО ОБРАЗЦОВ Я ПОЛУЧУ БЕСПЛАТНО?
————————————————
2 и более узоров.Каждый новый магазин дает право на 1 бесплатный узор.
1 магазин = 1 выкройка
2 магазина = 2 выкройки
…
10 магазинов = 10 выкройок.
Вы можете попросить своего друга открыть магазин по этой ссылке
http://etsy.me/1ZQ51az
ПОЧЕМУ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ЭТО?
————————————————
Каждый раз, когда кто-то открывает новый магазин на Etsy по моей ссылке, мы получаем 40 БЕСПЛАТНЫХ объявлений.
Каждый листинг покрывает 0,20 пенса, так что 40 предложений принесут моему магазину 8 долларов США для будущих списков.
Это похоже на то, что Etsy платит за узор, который вы хотите получить бесплатно.