Лодка из фанеры и стеклоткани своими руками: Стеклопластиковая лодка своими руками: как правильно сделать?

Опубликовано в Своими руками
/
24 Янв 2018

Содержание

Стеклопластиковая лодка своими руками: как правильно сделать?

Лодка из стеклопластика своими руками

Лодка из стеклопластика завоевала популярность своей долговечностью и надежностью. Стеклопластик обладает рядом значимых преимуществ перед другими материалами. Собрать судно можно быстро и без особых затрат. Лодка из стеклопластика своими руками – бюджетный и достойный вариант для поездок на рыбалку.

Предназначение и поэтапное изготовление

Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.

На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.
Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками. Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.

Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации. Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.

Фанерная лодкаСуществует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя. Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.

Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.

Материалы и чертеж

Сырьевые материалы, используемые в качестве армирующего наполнителя при изготовлении каркаса:

  • основа корпуса, борта – ровинговые стеклоткани TP-07, TP-03, TP-056;
  • локальное укрепление отдельно взятых участков – конструкционные стеклоткани T-11, T-13.

Стеклоткань бывает разных видов по типу плетения, размеру нитей. В основном выбирают «косое» или сатиновое плетение. Нити должны быть витыми. Продается материал в виде листов, рулонов, ленты.

Процесс пропитки стеклотканиСтеклоткань продается пропитанной жирным составом. Чтобы ткань лучше пропитывалась связующим, замасливатель следует удалить при помощи бензина, уайт-спирита или ацетона. Обезжиренную ткань просушивают около 2-4-х часов на воздухе.

Для склеивания армирующего материала понадобится смола. В отрасли судостроения используется три разновидности смол: эпоксидные, винилэфирные, полиэфирные. Наиболее важные характеристики смол при строительстве стеклопластиковой лодки из любого типа волокна – это адгезия и пропитываемость.

Дешевым вариантом является использование полиэфирной смолы, позволяющей создать цельный элемент из стеклопластика за одну операцию. Можно применить смолу TM Ashland. Для создания декоративного, с защитными свойствами покрытия корпуса, понадобится гелькоут. Также потребуется фанера толщиной не менее 1,2 см, обладающая влагостойкостью.

Изготовление лодки невозможно без наличия грамотного чертежа. Проектирование будущего плавсредства можно осуществить с помощью программы Автокад. Сначала создается 3D модель, затем схемы шпангоутов, выкроек. Готовые чертежи берутся на специализированных сайтах, в интернете. Теперь можно начинать делать стеклопластиковую лодку своими руками.

Матрица

Непосредственно производственный процесс изготовления стеклопластиковой лодки своими руками начинается с постройки матрицы. Сначала изготавливается каркас, на который крепятся шпангоуты. Далее их следует обить двенадцатимиллиметровой фанерой, стараясь добиться как можно более ровной поверхности. Края лодки делают более жесткими, для бортов применяют двойной слой фанеры.

Каркас лодкиТеперь необходимо долго и тщательно выравнивать борта с использованием полиэфирной шпатлевки. Нужно исключить все погрешности, чтобы конструкция лодки была устойчивой. Можно работать специальными шпателями-шаблонами.

На этапе выравнивания матрицы можно предусмотреть такую важную деталь лодки, как киль. Он обеспечивает ровное движение весельной или моторной лодки, исключая вертлявость. Изготовленный из дерева самодельный киль заливают полиэфирной смолой.

Посредством разметки выявляют все погрешности построенной матрицы. Наждачкой выравнивают и зачищают края, придавая будущему судну симметричность. Готовая очищенная от грязи форма обезжиривается, на нее наносится антиадгезионный состав в 4 слоя. Он необходим в качестве разделителя, не допускающего прилипания смолы к поверхности формы.

Покрытие гелькоута

После высыхания восковой прослойки наносится гелькоут, который является внешней поверхностью лодки. Это ответственный момент, от которого зависит внешний вид судна. Гелькоут обеспечивает защиту от царапин, ультрафиолета, потертостей. Наносить его нужно, добиваясь равномерного покрытия, избегая пузырьков и потеков. Теперь можно приступать к укладке раскроенных деталей на полностью высохший слой гелькоута.

Изготовление корпуса

Раскрой ткани осуществляется отрезанием полотен, соответствующих длине корпуса. Полотна для укладывания вдоль ватерлинии и киля, не должны иметь стыков. Если произойдет удар о препятствие, то материал в этом месте способен задраться, а затем отслоиться. Следует оставлять припуски при раскрое по кромкам для укладывания внакрой.

Чтобы сшить куски стеклоткани для получения необходимой длины, можно использовать стеклянные нитки, выдернутые из кромки материала, либо пропитанные олифой льняные.

Слой стекловолокна равномерно покрывается связующей полимерной смолой. Для этого рекомендуется пользоваться прикаточным валиком. Пузырьков воздуха необходимо избегать, так как оставшиеся в некоторых местах пустоты ослабляют конструкцию. Далее укладывается следующий слой стеклоткани по аналогичной схеме. Можно наносить до пяти слоев стеклопластика. Для получения более красивого верхнего слоя рекомендуется использовать специальный «верхний» стеклопластик.

Силовой каркас и пол

Чтобы усилить корпус необходимо проложить три деревянных бруска вдоль формы, которые затем покрывают двумя слоями стекловолокна. Монтаж шпангоутов производят через каждые 30 см, также нанося на них стеклоткань.

Необходимо создать двойное герметичное дно, делающее лодку непотопляемой даже в случае переворачивания. Пол обшивается фанерными листами с влагостойкими свойствами. Готовый пол покрывается парой слоев из армирующей ткани, с обязательной пропиткой полимерной смолой. Составу дают полностью высохнуть.

Завершающий этап

Остается извлечь готовую лодку из формы, обрезать припуски, зашлифовать поверхность, смонтировать крышу и брус для защиты бортов. Можно сделать также дополнительные элементы: сидения, весельные крепления, ящички. Используя стеклопластик, своими руками можно изготовить любые необходимые аксессуары для судна. После этого приступают к покраске.

Аналогичным методом изготавливаются своими руками катера из стеклопластика. Конечно, чертеж и конструкция катера сложнее, чем лодки, и усилий потребуется больше. Зато стоимость самоделки обойдется вполовину меньше, чем такого же готового судна.

Ремонт

Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:

  • дефекты декоративного слоя;
  • трещины в корпусе;
  • пробоины и полупробоины;
  • расхождение углов;
  • раковины.

Ремонт лодки из стеклопластикаОсновные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.

При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.

Устранение повреждений

Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.

Повреждение стеклопластика

Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.

Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.

Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.

Ремонт стеклопластиковой лодкиРасхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.

Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.

Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

из стеклопластика, фанеры или пенопласта?

Желание, хоть ненадолго, стать капитаном пусть даже самого маленького судна, очевидно, живет в нас с раннего детства. Оно не уплывает в бумажной лодочке по весеннему звонкому ручью, не растворяется в детских снах о дальних морских путешествиях. А если рядом есть водоем, по которому вы можете периодически совершать пусть не дальние и не морские, но вполне водные путешествия, то можно сделать лодку, например из стеклопластика, своими руками — эта статья для вас. Причем молоток, либо вообще не потребуется, либо почти не потребуется.

Какую лодку будем строить

Здесь решающим фактором может стать не только глубина вашего кошелька, но и глубина, а также ширина и соленость близлежащего водоема, а значит и правила судоходства на нем. Мы, конечно же, не будем строить морскую яхту, а поговорим об материалах, приемах и способах сооружения небольших весельных лодок и лодок, на которые можно установить небольшой двигатель, т.е. о конструкциях достаточно легких и не особо больших.

И даже в этом сегменте судостроительства, конструкций, технологий и подходов такое количество, что мы возьмем за основу наиболее, на наш взгляд простые и действенные. В конце 70-х годов прошлого века на многочисленные водоемы Советского Союза вышли в большое плавание распашные прогулочные лодки, изготовленные целиком из стеклопластика. Новый «корабль» был значительно легче, маневреннее своей тяжелой деревянной предшественницы, поэтому на лодочных станциях разбирался в первую очередь. К тому же, такая шлюпочка и ремонтировалась легко, и служила не меньше деревянной. Что мешает просто взять и повторить эту технологию в удобных для себя размерах. Да ничего, а вот надо ли – разберемся в процессе описания процесса.

 Изготовление  лодки из стеклопластика своими руками

Делается такая лодка, независимо от сложности, по одной схеме:

  • изготавливаем макет;
  • наносим разделительный слой;
  • укладываем стеклоткань (или стекловолокно) со связующим (эпоксидная или полиэфирная смола, полиуретановый компаунд) необходимой толщины;
  • обрабатываем и устанавливаем оборудование, узлы, элементы прочее.

При выборе такой технологии изготовления лодки, нужно учесть два момента, а именно то, что изготовление макета для производства одной единственной лодки – выбрасывание на ветер денег, а толщина стеклопластика для прочности и жесткости судна должна достигать 10 – 15 мм, что еще более затратно.

Жесткость подобным суднам придают за счет дополнительных конструктивных элементов. Поэтому в индивидуальном производстве в чистом виде эта технология почти не используется, а используется в соединении с другими конструкционными материалами, такими как фанера.

Самодельная лодка из фанеры

Очень многие создатели самодельных лодок предпочитают работать именно с этим материалом, так как он общедоступен, легко обрабатывается и, главное, при небольших толщинах – гнется. Если мы ведем речь об индивидуальной рыбацкой лодочке из фанеры, которая будет использоваться на ближайшем пруду, без риска повредить днище об острые прибрежные камни, то вполне достаточно будет фанеры толщиной 6 – 8 мм. Да и выкроить такую лодочку можно из одного листа фанеры.

Для соединения между собой элементов лодки используют тонкую медную проволоку, продетую через отверстия, просверленные по краю друг напротив друга с шагом приблизительно 150 мм. Борта и транец ставят на днище.

Стыки изнутри и снаружи проклеивают тремя слоями стеклоткани с увеличением по ширине от внутреннего к наружному. Поверху приклеивают обносную рейку (буртик), уширения под уключины, упоры для сиденья и обязательно на дно несколько реек для жесткости. Можете все скручивать на саморезы, которые потом нужно будет обязательно выкрутить, а в оставшиеся отверстия вбить деревянные нагеля на эпоксидной смоле. В отверстия для уключин лучше вклеить трубки из нержавейки, на худой конец – из латуни. Если на днище приклеить килевую рейку – лодка будет лучше вести себя на воде. В принципе, прокрасив это сооружение в несколько слоев пентафталевой краской, можно отправляться в заплыв. Но если всю конструкцию оклеить в 2 – 3 слоя стеклотканью на одном из вышеупомянутых связующих, то срок службы вашего судна увеличится как минимум вдвое и вполне может составить лет эдак с тридцать. Если вы сделаете это, то не поскупитесь и на покупной гелькоут или сделайте его, добавив в эпоксидку краситель. Нужно помнить, что со временем это покрытие стоит обновлять.

Весла можете купить готовые, а можете сделать сами, лучше из клееной древесины. Длина их не должна быть меньше 2 м, оптимальный размер – 2,2 м. Для лопасти использовать фанеру толщиной 6 мм.

По такому принципу можно построить и достаточно большую лодку, усилив корпус шпангоутами и другими необходимыми элементами. Конечно же, и фанера берется потолще. Предварительно изготовьте макет судна из плотного картона. Масштабировав элементы, получите чертежи деталей. А вообще-то в интернете достаточно чертежей лодок и катеров на любой вкус, также есть журнал «Катера и яхты» в котором тоже публикуются интересные проекты.

Лодка из пенопласта

Пожалуй, проще этого метода постройки лодки и не сыщешь. Достаточно большой кусок пенопласта – сам по себе лодка. Крепи уключины, ставь весла и в путь. Естественно, это слегка упрощенный вариант водного транспортного средства, но масса простеньких суденышек-катамаранов построено именно по такому принципу:

  • берут два пенополистирольных блока, при помощи нихромовой проволоки и зарядного автомобильного устройства придают им форму поплавков катамарана;
  • приклеивают килевые рейки, оклеивают несколькими слоями стеклоткани с усилением носовой и хвостовой части;
  • сооружают деревянную или металлическую платформу;
  • обеспечивают плавсредство любым движителем (от гребного колеса до легкого движка).

И все. А если все же говорить о лодке или небольшом катере, то пенополистирол может сослужить роль несъемной модели, повысив, к тому же, живучесть судна.

Все, как в случае с изготовлением чисто стеклопластиковой лодки, но модель делается из пенопласта толщиной 5 – 10 см и плотности 35 – 50 кг/см2, который склеивается между собой на полиуретановый клей. О способах придания пенополистиролу необходимой формы, кроме уже упоминавшегося, говорить не будем, их достаточно и все они вполне просты. Тем более что форму и сложность конфигурации своего корабля вы выбираете сами.

Так вот, когда ваше пенопластовое судно радует глаз своими плавными обводами, вы можете просто оклеить его многими слоями стеклоткани до требуемой ее толщины, вклеив все узлы, нуждающиеся в усиленном креплении или предусмотрев места их крепежа. И дальше – по схеме: шпаклевка, шлифовка, гелькоут и шампанское…

Хотя, нет. С шампанским мы погорячились. Наша лодка легка, достаточно прочна для эксплуатации длительное время, но об ее корпус бутылку с шампанским разбить вряд ли получится. А вот если до стеклоткани оклеить пенопластовую модель хотя бы в самых ответственных местах (днище, нос, корма, выступающие элементы) всего лишь 4-мм фанерой, то прочность судна увеличится значительно.

Все это не более чем приемы работы с материалом, а какие из них использовать – решать вам. Наша задача показать, что такая работа вам по силам и может сэкономить существенные финансовые ресурсы.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами 😉

Рекомендуем другие статьи по теме

Лодка своими руками под мотор: конструкции, чертежи, материалы

На строительство какого-либо плавсредства своими руками решаются по разным причинам: кто-то просто из любопытства – получится или нет; кому-то доставляет гордость показывать лодку, изготовленную самостоятельно; у кого-то банально нет свободных денежных средств, чтобы купить судно, сделанное специалистами. Причин может быть много, но все они рано ли поздно заставляют взяться за карандаш, чтобы составить своими руками чертежи моторной лодки.

Из каких материалов?

Их чего же можно изготовить моторную лодку? Давайте разберемся поподробней, какие материалы используют в строительстве моторных лодок.

  1. Лодки из стеклопластика. Достаточно легкий, прочный и дешевый материал для строительства судна. Работа обычно не вызывает больших затруднений даже у начинающего судостроителя.
  2. Лодка из фанеры. Доступный материал, относительно дешевый, его достаточно легко обработать: не нужно закупаться дорогостоящим инструментом и иметь какие-то специальные знания и навыки.
  3. Надувные лодки пвх. Под мотор можно самостоятельно изготовить и плавсредство из ПВХ. Из минусов – более дорогостоящий материал, изготовление такой лодки требует много свободного места. Себестоимость самодельной лодки из ПВХ может быть выше, чем у купленной в магазине.

Стеклопластик

Прежде чем рассмотреть, как своими руками сделать моторную лодку из стеклопластика, давайте изучим все плюсы и минусы этого материала.

Плюсы:

  • Надежная.
  • Долговечная.
  • Водонепроницаемая.
  • Презентабельная на вид.
  • Доступная по цене.

Лодка из стеклопластика может быть как килевая, так и плоскодонка, так как стеклопластик достаточно прочный материал, который не боится песчаного и каменистого дна. Судно из стеклопластика будет ударопрочным, на нем легко можно пройти по мелководью, не боясь, что дно лодки изотрется о камни. Кроме того, этот материал нормально переносит перепады температур, поэтому обычно не возникает проблем с хранением лодки: ее можно оставить на зиму даже в неотапливаемом гараже. Ремонт тоже довольно простой: понадобится лишь эпоксидная смола и стеклоткань. Так как такие лодки не требуют накачки воздухом, то ее и невозможно проколоть или порвать. Эти плавсредства практически непотопляемы.

Минусы:

Основной минус такой лодки в том, что они имеют достаточно большие размеры, поэтому транспортировка судна обычно вызывает затруднения. Как правило, для перевозки требуется прицеп.

Изготовление лодки из стеклопластика

Как всегда, вначале необходимо подготовить чертеж и изготовить матрицу будущего судна. Это следует сделать прежде, чем начинать строить лодку под мотор своими руками. Чертеж можно разработать как самостоятельно, так и взять уже готовый. При составлении проекта лодки обязательно учитывается как жесткость стеклопластика, так и то, чтобы все борта были идеально выровнены, так как впоследствии это скажется на устойчивости судна.

Изготовление матрицы, то есть формы для будущей лодки, пожалуй, самый дорогостоящий и сложный процесс при самостоятельном изготовлении лодок. Важно, чтобы все размеры были идеально выверены, тщательно проработана форма судна и сделаны все разметки. Для того чтобы впоследствии не возникло сложностей с выдавливанием лодки из матрицы, а также сама она могла служить и в дальнейшем, важно не забыть встроить в нее ниппели.

Для того чтобы строилась легко и свободно изготавливаемая своими руками лодка под мотор, нужно заранее запастись следующими инструментами и материалами:

  • Гелькоут лодочный.
  • Отвердитель.
  • Полиэфирная смола.
  • Стекломат.
  • Ножницы.
  • Наждачная бумага.
  • Уключины и подуключины.

Последовательность действий:

  1. Обмажьте матрицу в четыре слоя разделительным воском.
  2. Нанесите гелькоут для внешнего слоя судна
  3. Установите стеклопластиковые сиденья параллельно бортам плавсредства.
  4. Прикатайте стекломат в пять–шесть слоев, чтобы придать жесткость и прочность всей конструкции.
  5. Срежьте лишнюю «бахрому» и вклейте сиденья при помощи специального клея.
  6. Прикрутите уключины.
  7. Зашкурьте борта судна при помощи наждачной бумаги.
  8. Покрасьте лодку гелькоутом как внутри, так и снаружи.

Дно на таких лодках лучше делать двойным и герметичным, что сделает лодку практически непотопляемой даже в тех случаях, когда она перевернется. Можно усилить корпус, проложив деревянные бруски вдоль формы и покрыть их двумя слоями стекловолокна.

Основная затрата при строительстве лодки своими руками под мотор из стекловолокна заключается как раз в изготовлении матрицы. Ее производство для всего одной лодки выйдет неоправданно дорого, поэтому перед строительством подумайте о том, как можно будет окупить саму матрицу.

Фанера

Этот материал для строительства лодки своими руками под мотор обычно выбирают из-за того, что он общедоступен, купить его можно практически в любом строительном магазине по относительно невысокой цене. Кроме того, листы фанеры небольшой толщины, легко сгибаются, а обработать фанеру можно простыми ручными инструментами без больших материальных затрат. Но давайте разберемся, в чем же заключаются плюсы и минусы строительства своими руками лодки из фанеры под мотор.

Плюсы:

Они уже были перечислены выше. Можно лишь добавить, что у фанерных лодок относительно небольшой вес и хорошая вместимость.

Минусы:

К ним, пожалуй, можно отнести то, что лист фанеры сложно согнуть под большим углом, так как он может легко треснуть, поэтому, хотя тонкие листы и гнутся достаточно хорошо, при строительстве судна стараются лишний раз не рисковать и строят плавсредства преимущественно треугольной или прямоугольной формы, избегая сильно выгибать материал.

Изготовление лодки из фанеры

Как и при строительстве любой другой лодки, при изготовлении фанерных аналогов работу следует начать с чертежа. Не будем повторяться и напоминать о том, что можно как сделать своими руками чертежи моторной лодки, так и приобрести готовые.

Для строительства плавсредства вам потребуются стандартные инструменты для работы по дереву: ножовка, лобзик, рубанок, шуруповерт, топор, молоток, стамеска, отвертка и так далее.

Кроме того, будет необходимо приобрести:

  • водонепроницаемую фанеру стандартного размера;
  • сосновую или дубовую доску;
  • ткань, которой будете оклеивать корпус;
  • шпаклевку;
  • водонепроницаемый клей;
  • олифу или другую водоотталкивающую пропитку для дерева;
  • масляную краску;
  • гвозди, шурупы, металл для изготовления уключин.

Лодка с мотором практически ничем не отличается от той, которая предназначается под весла. Единственным отличием является то, что при строительстве под мотор лодки своими руками слегка видоизменяется корма: на ней устанавливается транец, который изготавливают из многослойной фанеры. Важно, чтобы он выдержал крепление двигателя, поэтому экономить на нем не стоит.

После изготовления чертежа, нужно все элементы перенести на плотный картон в масштабе 1:1, то есть сделать на нем выкройки деталей в натуральную величину. С такого картонного шаблона гораздо проще перенести все элементы непосредственно на фанеру. Перенося выкройку, следите за тем, чтобы волокна фанеры шли вдоль детали.

После этого вам нужно будет выпилить все части из фанеры, собрать судно, тщательно подгоняя все детали и элементы конструкции.

Для того чтобы лучше защитить фанеру от влаги, можно по окончании работ, обшить готовую лодку стеклотканью. Приклеивают такую ткань по направлению от киля к бортам, тщательно следя, чтобы не было никаких складок и пузырей. После того, как она полностью высохнет, необходимо прошпаклевать поверхности, загрунтовать их и затем окрасить.

Лодка из ПВХ

Надувные лодки из ПВХ под мотор, пожалуй, наиболее трудные в изготовлении плавсредства. К плюсам последних можно отнести то, что они достаточно легкие, их можно взять в пешие походы, а поместятся они в обычный рюкзак.

А вот минусов у таких лодок достаточно много:

  • Непрочные, подверженные проколам: такую лодку довольно просто порвать, зацепившись за куст или острый камень.
  • Дорогостоящие: себестоимость изготовления достаточно высокая, так как специальный материал для лодок стоит довольно дорого.
  • Нужно обладать определенными навыками: знать хотя бы принципы раскройки материала. Даже если вы найдете готовые выкройки, незнание основных правил закройщиков может привести к порче дорогостоящего материала.
  • При склеивании также недопустимы ошибки, так как детали вы уже не всегда сможете отклеить обратно, а, соответственно, это опять же ведет к дополнительным материальным затратам.

Изготовление лодки из ПВХ

Понятно, что строительство своими руками лодки под мотор из ПВХ, как и все прочие, начинается с чертежа. Но, помимо него, вам нужно будет найти еще выкройки или лекала всех элементов конструкции в масштабе, чтобы затем самостоятельно создать части в натуральную величину.

Материалы:

  • ПВХ.
  • Клей для ПВХ.
  • Ножницы.
  • Кисточки.

И главное, вам потребуется место с достаточной вентиляцией для изготовления лодки.

Перед постройкой лодки в натуральную величину рекомендуем склеить такой же макет хотя бы из обычного полиэтилена. Так вы сможете: во-первых, проверить сами лекала (к сожалению, они часто грешат тем, что там допущены грубые ошибки), а, во-вторых, вы будете знать весь процесс и порядок сборки, что впоследствии облегчит вам работу над большим судном. На первый взгляд может показаться, что эта работа бессмысленна, но она может сберечь вам дорогостоящий ПВХ в случае ошибок.

После того как вы убедитесь, что все лекала сделаны верно, можно приступать к изготовлению лодки из ПВХ. Тщательно подгоняйте все элементы конструкции и хорошо проклеивайте швы. После изготовления самой лодки, будет необходимо еще вклеить сиденья, транец и всю фурнитуру. Это все можно как приобрести в магазине, так и при наличии определенного опыта изготовить самостоятельно.

Заключение

Обладая достаточной фантазией, можно изготовить лодку своими руками под мотор абсолютно из любого материала. И нельзя сказать, что для этого требуется слишком много каких-то дополнительных знаний и умений. Все трудности, которые возникают в процессе изготовления, довольно легко разрешимы, так как в сети есть много информации по изготовлению лодок своими руками.

Регистрация

В качестве дополнения ко всему вышесказанному, добавим, что регистрация лодок массой менее двухсот килограммов и с мощностью двигателей до 10,88 л. с. с мая 2012 года не требуется. Поэтому, приступая к постройке лодки своими руками под мотор обязательно учитывайте эти параметры.

Лодка из фанеры своими руками

Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

Лодка из фанерыЛодка из фанеры

Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры.  Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

  1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
  2. Форштевень. Носовая часть лодки.
  3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
  4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
  5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
  6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.
Составные части лодкиСоставные части лодки

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость –  длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Особенности лодки из фанерыОсобенности лодки из фанеры

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.
Бакелитовая фанераБакелитовая фанера

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.
Мощность подвесного мотора для установки на лодкеМощность подвесного мотора для установки на лодке

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

  • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
    Разметка фанерыРазметка фанеры
  • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
  • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
  • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
  • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
  • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
  • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
    Прорисовка гибких деталей моделиПрорисовка гибких деталей модели
  • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа.  Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано.  Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо.  Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

Сборка корпуса модели плавсредства

Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает.  Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

Раскройка деталей электролобзикомРаскройка деталей электролобзиком

После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

Шлифовка деталей моделиШлифовка деталей модели

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

  1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
    Высверливание отверстий для крепления в транцеВысверливание отверстий для крепления в транце
  2. прикрепить транец ко дну;
    Крепление транца к днищуКрепление транца к днищу
  3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
    Установка бортов с наклоном по отношению к транцуУстановка бортов с наклоном по отношению к транцу
  4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
  5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
  6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
  7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
  8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
  9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
  10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
  11. таким же образом склеивают наружные швы;
  12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.
Завершительный этап изготовления лодки из фанерыЗавершительный этап изготовления лодки из фанеры

Финишная отделка плавсредства

После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

  1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
  2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
  3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
  4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без  проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

из стеклопластика, фанеры или пенопласта?

Содержание статьи (кликните, чтобы посмотреть)

Самодельные лодки из пенопласта: чертежи

Перед тем, как делать лодку из пенопласта, необходимо составить ее проект. Для этого необходимо начертить все составляющие будущей конструкции с точными размерами и формой. Обычно длина лодки составляет 2,6 м, а ширина по днищу – 0,78 м. Самой трудной частью при проектировании является создание корпуса из деталей, которые не гнутся.

Чертежи лодки рекомендуется делать в натуральную величину, чтобы избежать ошибок при расчетах и иметь возможность непосредственно размечать детали корпуса. Чертеж наносят на фанеру, так называемую плазу.

На плазе вычерчиваются детали лодки, образующие закладку, или каркас судна – киль, транец, кнопы, форштевень, ахтерштевень, с указанием ширины, высоты, поперечным сечением киля. Чтобы экономить место на плазах, можно вычерчивать проекции бока и полушироты одна на другой, обозначая их разными цветами.

Проекция корпуса должна отражать ветви шпангоута обоих бортов – правого и левого, которые лучше объединить в носовую и кормовую группы.

Чтобы качество изготовленного судна соответствовало проекту, необходимо учитывать правила расположения теоретических линий: это линии поверхности внешней обшивки, внутреннего настила палубы, кормовой и носовой кромки шпангоутов, а также линии кромки карленгсов и стрингеров. Более подробно проектирование судна и сборку чертежа можно посмотреть на видео.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

к содержанию ↑

Изготовление каркаса

Скелет лодки изготавливается из деревянных брусков. Это важная часть конструкции, и она должна быть прочной, жесткой и надежной.

Он собирается по частям: замеряется каждая составная деталь, и скрепляются друг с другом на шурупы или гвозди. Чтобы сделать каркас еще более прочным, поверх креплений из шурупов можно прикрепить металлические уголки и пластины.

Ребра каркаса выполняются из фанеры. Когда он будет собран, можно приступать к изготовлению обшивок.

к содержанию ↑

Изготовление главной обшивки

Главная обшивка позволит сделать так, чтобы лодка из пенопласта своими руками не тонула, а хорошо держалась на воде. Для ее изготовления нужно взять листы пенопласта толщиной 5-10 см, эпоксидный клей, острый инструмент для резки пенополистирола, а также измерительные приборы.

На листы пенопласта наносятся замеры площади каркаса всей лодки. Затем они разделяются на отдельные замеры, которые в дальнейшем будут собираться воедино.

Поскольку пенопласт нельзя сгибать, угловые соединения выполняются из трех элементов. Чтобы прикрепить пенопласт к каркасу, можно использовать эпоксидный клей, которым склеиваются листы, а также гвозди с широкими шляпками из плоских металлических пластин.

к содержанию ↑

Предназначение и поэтапное изготовление

Пластиковое маломерное судно предназначено преимущественно для рыбалки. Его можно также использовать для водного туризма, спортивного направления. Условия эксплуатации лодки на воде: волна не более 60 см высотой, сила ветра – до 4 баллов по десятибалльной шкале. Судно из стеклопластика – это прекрасная альтернатива надувным лодкам.

На первом месте среди плюсов стоит прочность, которая превосходит данный показатель алюминиевой лодки того же класса. Такое судно прослужит долго, при должном уходе – до 20 лет.

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

Корпус из стеклопластика имеет отличную гидродинамику и форму, обладает высокими физико-химическими свойствами. Ремонт вполне осуществим своими руками.

Одним из наиболее важных преимуществ пластиковой лодки является возможность ее изготовления в соответствии со своими желаниями.

Стеклопластик – единственный материал, позволяющий самому создать форму любой сложности. Самостоятельное конструирование днища дает возможность оснастить его реданами любой конфигурации.

Можно добиться максимальной эффективности ходовых качеств судна, расположив реданы в наиболее подходящих местах. Кроме того, по дизайну самодельная лодка будет отражением характера ее владельца.

Существует метод изготовления самодельной лодки из фанеры и стеклопластика, когда пластик используется лишь для наружного покрытия лодки. Но эта технология не оправдывает себя.

Лежащий под пластиком слой фанеры быстро набирает влагу, что увеличивает вес судна. Происходит быстрое разрушение фанеры из-за воздействия микроорганизмов и процесса расслоения, ведь по прочности фанера значительно уступает пластику.

Как сделать лодку? Аккуратно соблюдая все правила, даже новичок сможет осуществить эту задачу. Технологический процесс простой и бюджетный. Корпус судна создается за счет пропитанного полимерным составом армирующего наполнителя.

к содержанию ↑

Матрица

Непосредственно производственный процесс изготовления стеклопластиковой лодки своими руками начинается с постройки матрицы. Сначала изготавливается каркас, на который крепятся шпангоуты.

Далее их следует обить двенадцатимиллиметровой фанерой, стараясь добиться как можно более ровной поверхности. Края лодки делают более жесткими, для бортов применяют двойной слой фанеры.

Теперь необходимо долго и тщательно выравнивать борта с использованием полиэфирной шпатлевки. Нужно исключить все погрешности, чтобы конструкция лодки была устойчивой. Можно работать специальными шпателями-шаблонами.

Мнение эксперта

Тарасов Дмитрий Тимофеевич

Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

На этапе выравнивания матрицы можно предусмотреть такую важную деталь лодки, как киль. Он обеспечивает ровное движение весельной или моторной лодки, исключая вертлявость. Изготовленный из дерева самодельный киль заливают полиэфирной смолой.

Посредством разметки выявляют все погрешности построенной матрицы. Наждачкой выравнивают и зачищают края, придавая будущему судну симметричность. Готовая очищенная от грязи форма обезжиривается, на нее наносится антиадгезионный состав в 4 слоя. Он необходим в качестве разделителя, не допускающего прилипания смолы к поверхности формы.

к содержанию ↑

Покрытие гелькоута

После высыхания восковой прослойки наносится гел

Стеклопластиковая лодка своими руками — как сделать, чем покрасить, видео

Рыбалкой люди увлекаются издавна. Всегда хорошо посидеть у реки с удочкой в руках, отдохнуть на природе и подышать свежим воздухом. Но множество рыбы водится на глубине вод, далеко от берега, поэтому желание иметь хорошую лодку естественно, тем более, что вариантов для ее собственного изготовления сегодня известно немало.

Стеклопластиковая лодка

Лодки бывают разными: деревянными, резиновыми, их ПВХ, стеклопластика. Чем хорош новый стеклопластик, каковы его преимущества и недостатки, как из него построить лодку самостоятельно, выясним подробнее в данной статье.

Лодка из стеклопластика

Стеклопластик считается самым дешевым и надежным материалом для производства лодок. На него не действует сырость, плесень, заражение грибком. Материалом не питаются грызуны, поэтому лодки хорошо хранятся в гаражах, любых складских помещениях. Главное, при производстве правильно склеить волокно, чтобы не было щелей и проникновения влаги внутрь корпуса.

Преимущества и недостатки стеклопластиковых лодок

К основным преимуществам материала можно отнести:

  • респектабельный внешний вид;
  • надежность;
  • долговечность;
  • водонепроницаемость;
  • доступный по цене.

Лодки имеют множество плюсов конструктивного характера:

  • Возможность производить замену масла в двигателе в полном объеме. Мало, залитое ниже максимального уровня, начинает пениться, мотор перегревается.
  • Изготовить лодку можно как с килем, так и с плоским дном, что очень удобно для применения на мелководье.
  • Можно изготовить более сложный обвод для корпуса, что значительно повысит ходовку судна,им легче будет управлять. При переходе на глиссирующий режим большая мощность мотору не понадобится, расход горючей смеси существенно снизится.
  • Стеклопластик не боится резких перепадов температуры, не стирается при соприкосновении с дном реки, не повреждается при ударах.
  • Пробоины не сложно ремонтировать самостоятельно при помощи эпоксидной смолы и стеклоткани.
  • Данные лодки не нужно накачивать, им не страшны проколы, трещины. При наличии пенополаста в конструкции, а также герметичных полостей в лодке, заполненных воздухом, потопить лодку просто невозможно.
  • Изготовление лодки, а также обводы корпуса могут быть практически любой конфигурации.
Главным недостатком лодки считается сравнительно большие ее размеры, транспортировка не возможна без прицепа.

Требования к конструкции

Стеклопластик является уникальным материалом и прекрасноподходит для самодельного производства лодок. Удобство, легкость и долговечность – основные качества данного материала. То – же самое относится и к конструкции. Строить стеклопластиковые лодки легко, главное, правильно склеить волокно для водонепроницаемости лодки на воде.

К конструкции предъявляют следующие требования:

  • Максимальная жесткость бортов лодки. Толщина фанеры используется не менее 1,2 см., накладывается двойным слоем.
  • Края бортов должны быть идеально ровными, иначе лодка будет неустойчива на воде. Для этого борта шпатлюются.
  • Уложенное в формочки стекловолокно обязательно нужно смазывать воском.
  • В материале не должен скапливаться воздух, поэтому стеклопластик наносится на матрицу послойно, в 5- 6 слоев.

Стеклопластиковая лодка нуждается в шпатлеваниии покраске, чтобы она хорошо хранилась в дальнейшем, не поддавалась заражению плесенью и грибком.

Проектирование

Изготовление самодельной лодки начинается с чертежа. Посмотреть чертежи можно в интернете, или разработать самостоятельно при помощи программы AutoCAD. Также согласно чертежу изготавливается матрица. Для ее производства потребуется болванка, либо формочка. При проектировании учитывается жесткость материала, выравнивание бортов до идеальной ровности, чтобы не было крена на воде.

Изготовление матрицы

Матрица считается самым сложным этапом при изготовлении лодки своими руками. Для ее производства нужно обзавестись стекломатом, валиками, кистями, наждачной бумагой, полиэфирной смолой, шлифовальной машинкой, пылесосом, дрелью, ножницами.

Процесс:

  • прикрепить к каркасу шпангоуты;
  • после установки шпангоутов крепятся бортики из фанеры. Нос матрицы должен основательно крепиться в борту;
  • матрица должна быть жесткой, поэтому для краев бортиков нужно подобрать двухслойную фанеру, толщиной в 12 мм;
  • для ровности бортики выравниваются и ошкуриваются;
  • на матрицу наносится полиэфирная шпаклевка;
  • лодка должна иметь ровные борта, поэтому разумно воспользоваться шаблонным шпателем;
  • важно правильно сделать разметки на лодке, ее форма должна быть идеальной;
  • далее переходим к деревянному килю, его наличие сделает ход как весловой, так и моторной лодки плавным, легким, штормить в стороны ее не будет;
  • изготовленный из дерева киль сверху покрывается полиэфирной смолой;
  • чтобы поверхность бортиков матрицы была идеальной, киль нужно снять;
  • довести борта до совершенства и идеальной формы матрицы;
  • стекломат к бортам нужно прикатать, для этого он укладывается сначала на один борт, потом на второй;
  • для выдавливания лодки из матрицы встраиваются нипеля;
  • при наличии стеклопластиковых седушек, их матрицу также нужно подогнать по месту своего предназначения.

Изготовление лодки

Изготовление лодки является ключевым моментом при ее производстве. Нужно запастись гелькоутом, полиэфирной смолой, стекломатом, ножницами, разделительным воском, валиками, затвердителем, веслами, наждачной бумагой, подуключинами и уключинами.

  • согласно технологии матрица обмазывается полностью разделительным воском в 4 слоя, после чего наносится гелькоут для внешнего слоя лодки;
  • параллельно бортам лодки устанавливаются седушки из стеклопластика;
  • для жесткости и прочности конструкции стекломат прикатывается в 5 слоев;
  • срезается лишняя бахрома, седушки вклеиваются при помощи клея;
  • прикручиваются уключины;
  • борта лодки основательно зашкуриваются наждачной бумагой;
  • готовая лодка погружается на багажник;
  • снаружи и внутри лодку можно покрасить гелькоутом, но это совсем не обязательно.

Используя данную последовательность при изготовлении лодки, конструкция получится легкой, прочной, устойчивой на воде, долговечной и весьма привлекательной. Заднюю банку не нужно делать слишком узкой. Седушки останутся плавучими даже, если лодка полностью перевернется на воде.

Стеклопластиковый корпус лодки схож по структуре с железобетонной конструкцией. Стеклоткань является эластичным материалом, его можно сгибать, придавать любую геометрическую форму.

Материал прочный, легкий, непотопляемый. Именно поэтому стеклопластик пришел на смену дереву и широко используется в строительстве лодок любой модификации и конструкции.

Следуя четким инструкциям, несложно лодку изготовить своими руками, и достаточно легкое и удобное в эксплуатации судно будет способствовать на протяжении многих лет хорошему отдыху и удачной рыбалке.

Статья была полезна?

5,00 (оценок: 1)

Малое судно из стеклопластика — без матриц.

Строить лодки из фанеры с наружным понрытием из стеклопластика быстро и деше­во. Я сделал несколько таких лодок, но в дальнейшем от этой технологии отказался. Не­смотря на защитный слой плас­тика, фанера быстро набирает влагу, вес корпуса увеличива­ется и сноростные характерис­тики глиссирующей лодки па­дают. И конечно — прочность фанеры значительно ниже прочности монолитного стекло­пластика. При плохой венти­ляции и в условиях повышен­ной влажности фанера быстро разрушается микроорганизма­ми и расслаивается. Стеклопластик не имеет перечисленных недостатков, однако постройка из него ло­док очень трудоемка. Необхо­димо сначала изготовить бол­ван или матрицу, отформовать на них пластииовый корпус, за­тем в него вилеить набор. Из­готовление болвана или матри­цы оправдывается при построй­ке хотя бы 4—5 лодок, но най­ти столько любителей строить одинаковые корпуса довольно трудно.

 

Я применил другую техно­логию. Конструкция набора корпуса практически не отли­чается от лодки с фанерной обшивкой. Сначала на стапеле устанавливаются шпангоуты, вырезанные из фанеры толщи­ной 12—16 мм (все их соеди­нения склеиваются «на ус» эпоксидным клеем]; далее в них врезается киль, а затем — стрингера. Днищевые стринге­ра рекомендую делать из ду­ба, бортовые — склеивать из несиольиих сосновых или ело­вых реек. С кромок набора, прилегающих к наружной об­шивке, снимается малка.

 

Вся наружная поверхность корпуса разбивается на участ­ки, в пределах которых его можно обшить одним плоским листом стеклопластика. С каждого участка снимается шаблон из картона или плотной бума­ги. Пластины в виде листов вы­клеивается на столе, причем для ускорения полимеризации используются горячие утюги. Все работы по изготовлению листов пластика необходимо вести вне помещения, посколь­ку разогретая смола обильно выделяет летучие компоненты, которые токсичны.

 

На столе расстилается калька, служащая разделительным слоем, на нее накладываются 3—5 слоев стеклоткани, затем на всю площадь ткани, по возможно­сти равномерно, наносится эпоксидная смола, приготов­ленная с введенными в нее пластификатором и отвердителем, и проглаживается утюгом. Вязкость разогретой смо­лы снижается, благодаря это­му связующее хорошо пропи­тывает все слои в пакете стекло­ткани. На те места, где связующего оказалось недостаточно, можно нанести новую порцию смолы и снова прогладить утю­гом. Следует помнить, что оп­тимальное соотношение (по весу) связующего и стеклотка­ни находится в пределах от 40 : 60 до  50 : 50.

 

Чем больше утюгов исполь­зуются для проглаживания (ра­ботать удобнее двоим), тем быстрее получается пластик. Утюги необходимо периоди­чески очищать от налипшей смолы с помощью остро зато­ченного сапожного ножа или лезвия железки от рубанка. Процесс частичной полимери­зации наступает через 20—30 минут, при этом материал приобретает жесткость. Нельзя утюг задерживать на одном месте, так как нагретый учас­ток может сип»но приклеить­ся к утюгу и заготовка пласти­ка окажется непригодной.

 

После того, как материал станет достаточно жестким, но его еще можно легко резать ножом, оставляя ровные края среза, на стеклопластииовый лист накладывают шаблон м по нему обрезают лист буду­щей обшивии по кромкам. Кром­ки набора корпуса лодки, к которым будет приклеиваться пластик, заранее промазывают эпоксидным клеем. Торцы фа­нерных шпангоутов приходит­ся смазывать клеем несколько раз. Затем заготовку из плас­тика накладывают на набор калькой наружу и крепят к не­му мелкими гвоздиками, обес­печивая плотное прилегание склеиваемых поверхностей. Кальку с обшивии в дальней­шем удаляют шкуркой. Делать это можно при помощи дре­ли, наклеив шкурку на фибро­вый диск.

Если при укладке листа на набор он будет провисать между шпангоутами, то при­клеивать его не следует. Нуж­но заготовку прикрепить вер­тикально на солнцепеке или близ батареи парового отопле­ния для продолжения полимеризации связующего. При этом надо периодически про­верять, чтобы заготовка не стала настолько жесткой, что пластик трудно будет пробить мелкими гвоздями или затруд­нится изгиб листа по обводам. Таким образом, заранее выклеенными листами закры­вается вся поверхность корпу­са, начиная с кормы.

 

На стрин­герах кромки отдельных лис­тов приклеиваются встык; на шпангоутах из-за их малой толщины — внахлестку. Пере­крытие кромок не должно пре­вышать толщины фанеры шпан­гоута. Затем все неровности шпак­люют эпоксидной шпаклевкой и дают корпусу постоять двое – трое суток. После этого кор­пус можно ошкуривать, а за­тем обилеивать его дополни­тельными слоями стеклоткани до нужной толщины обшивки. При нанесении последнего слоя стеклоткани в эпоксид­ную смолу добавляют крася­щий пигмент. Далее обшивку шлифуют, если есть необходимость — окрашивают, пере­ворачивают и приступают к ра­ботам внутри корпуса.

Построенный мною таким образом катер ходит уже 8 на­вигаций. Его длина 8,5 мг высо­та борта 1,2 м, ширина 2,6 м; двигатель — «ЗМЗ-53». Во вре­мя эксплуатации было несколь­ко случаев наезда на топляки, и хотя набор получал повреж­дения при сильных ударах, те­чи не было. Набор от обшивки не отстает, а ремонт после  встречи с топляиом не требует больших затрат времени. Сей­час таким же способом закан­чиваю постройку десятиметро­вой яхты. В том, что получит­ся конструкция легкая, проч­ная, долговечная,— сомнений нет.

 

Л. Нефедов, г. Пермь.

 

Источник:  «Катера и Яхты»,  №122.

Как сделать стеклопластик в фанерной лодке

ВВЕДЕНИЕ
Если вы не работали с эпоксидными смолами GLEN-L Poxy-Shield или наносили стекловолокно перед использованием полиэфирных смол, убедитесь, что вы прочитали и поняли всю следующую информацию, прежде чем начинать любой аспект работы или работать с любыми материалами. . Эпоксидная смола работает и обрабатывается иначе, чем полиэстер. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВАЖНЫ!

О СМОЛЕ
Эпоксидная смола Poxy-Shield состоит из 2-х ЧАСТЕЙ.Их следует смешивать в соответствии с пропорциями, указанными на емкостях; 5 частей A (смола) на 1 часть B (отвердитель). НЕ ИЗМЕНЯЙТЕ СООТНОШЕНИЯ . Не добавляйте растворители или разбавители. Шлифовка между слоями смолы не является абсолютно необходимой для достижения сцепления (хотя может потребоваться некоторое шлифование, как будет объяснено позже). Примечание: НИКОГДА не используйте смолу без отвердителя. Всегда добавляйте отвердитель в соотношении 5: 1.

О ТКАНИ
Стеклоткань, используемая для изготовления стекловолокна на типичной фанерной лодке, должна быть совместима с эпоксидной смолой.Хотя большинство тканей можно использовать с эпоксидной смолой, некоторые из них несовместимы. В случае сомнений протестируйте материал, используя древесные отходы, чтобы убедиться, что его нельзя оторвать. Коврик из стекловолокна не следует заменять тканью. Ткань, входящая в комплекты стекловолоконных покрытий Glen-L, конечно же, совместима. В комплекты Glen-L входит список для резки, чтобы определить, как разрезать и использовать предоставленную ткань. Ткань бывает разной ширины и выбрана так, чтобы утилизировать как можно меньше отходов.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Смола наносится с помощью одноразовых кистей и валиков из поролона.Вам также понадобится скребок для удаления излишков смолы при нанесении сметы на облигацию. Электрошлифовальные машины сэкономят работу во время чистовых и других шлифовальных операций. Взаимно-орбитальные типы безопасны и просты в использовании, но работают медленно и удаляют только небольшое количество материала. Типы диска и ремня быстрые, но требуют некоторой практики для надлежащего управления. Следует использовать подкладной диск из пенопласта, чтобы минимизировать зарезы. Шлифовальный блок можно использовать там, где нельзя использовать электроинструменты. Для обрезки стекловолокна используются ножницы и универсальный нож.Чистящие средства должны быть готовы к использованию на рабочем месте. Это может быть ведро с горячей мыльной водой или безводный очиститель на основе смолы, безопасный для контакта с кожей; и подходящие растворители, такие как денатурированный спирт, ацетон или разбавитель для лака, для поддержания чистоты инструментов.

КОГДА И ГДЕ РАБОТАТЬ

  • НЕ работайте под прямыми солнечными лучами или там, где есть прямые элементы. Выполняйте работу под каким-нибудь укрытием, которое предотвратит попадание влаги, грязи или мусора на поверхность.
  • Наносите при температуре от 70 o F до 85 o F для достижения наилучших результатов. Температура ниже этого значения замедлит или предотвратит отверждение, а температура выше этого может сократить рабочее время до непрактичной степени.
  • Помещение должно быть хорошо вентилируемым, но без ветра и воздуха, нагнетаемого высокоскоростным вентилятором.
  • Начните наносить слои смолы в начале дня, чтобы частичное отверждение произошло до того, как роса, влага, туман или дождь осядут на неотвержденной поверхности.
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать в условиях высокой влажности, а также во время приближающегося или продолжающегося дождя.

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ
Чистота — самый важный фактор для успешных результатов. Нанесение и все покрытия должны происходить на чистой, сухой, голой деревянной поверхности, свободной от грязи, пыли, масла, жира, воска, краски или других загрязнений. Не рекомендуется использовать консерванты для древесины на покрываемой поверхности. Допускается слегка шероховатая поверхность. Избегайте чрезмерного шлифования поверхностей фанеры из пихты Дугласа, поскольку более мягкое волокно стирается, создавая гофрированную поверхность.Если это произойдет, исправьте его после стекловолокна, используя наполнитель, например, наши микросферы. Все отверстия, швы, трещины, вмятины, выбоины и другие дефекты можно заполнить шпатлевкой для дерева или эпоксидной шпатлевкой, не содержащей масляных смол, и отшлифовать их перед нанесением первого слоя. По желанию, эту работу можно выполнить после отверждения герметизирующего покрытия, но в этом случае можно использовать только эпоксидный наполнитель. НЕ используйте шпатлевки на основе полиэстера. Придатки, такие как валежник, кили, подъемные ремни и перила, следует устанавливать ПОСЛЕ применения стекловолокна.Все углы (внутри и снаружи) должны быть хорошо закруглены. См. Примечание в разделе «Отделка» для получения дополнительной информации о закругленном крае транца.

БЕЗОПАСНОСТЬ
Перед открытием прочтите все этикетки на упаковке продукта. Эпоксидные смолы считаются промышленными химическими веществами, с которыми не следует обращаться небрежно. ИЗБЕГАЙТЕ ПРЯМОГО КОНТАКТА С КОЖЕЙ И ГЛАЗАМИ. ВСЕГДА надевайте защитные перчатки, средства защиты глаз и непроницаемую защитную одежду (например, бумажные или пластиковые фартуки). ВСЕГДА надевайте респиратор при шлифовании, особенно на покрытых смолой поверхностях, которые сохранили МЕНЬШЕ 7 дней.

ОБРАЩЕНИЕ И СМЕШИВАНИЕ
Когда СМОЛА (ЧАСТЬ A) и ОТВЕРДИТЕЛЬ (ЧАСТЬ B) смешиваются вместе, начинается реакция с выделением тепла (называемая «экзотермией»). При комнатной температуре в течение примерно 30 минут реакции не будет заметно, но по истечении этого времени смесь загустеет и превратится в твердый материал. Скорость этого изменения может варьироваться. Низкие температуры замедляют реакцию; более высокие температуры ускоряют его. Кроме того, большие количества в концентрированной области отверждаются быстрее, чем сопоставимые количества, хорошо распределенные по большей плоской поверхности.(В качестве меры предосторожности следует избегать использования больших концентрированных количеств, поскольку тепло может накапливаться до такой степени, что представляет опасность пожара.) Рабочий может до некоторой степени контролировать «экзотермическую» реакцию. Например, замедлить реакцию, поместив содержимое в прохладное место или в тень; некоторые даже помещают контейнер в ледяной ящик (свободный от продуктов). Или при более низких температурах, несколько ниже уровня 70 o F, контейнеры с продуктом можно довести до комнатной температуры, поместив их в ТЕПЛУЮ (не горячую) воду перед смешиванием.Температуру рабочей поверхности также можно повысить с помощью локального нагрева, например, лампочек. Однако НЕ пытайтесь изменить реакцию путем изменения соотношения смешивания и НЕ пытайтесь использовать разбавители или растворители в холодную погоду, чтобы облегчить смешивание продуктов; доведите их до комнатной температуры, и смешивание не составит труда. Храните контейнеры закрытыми, когда они не используются. Хранить при комнатной температуре и избегать воздействия тепла и циклов замораживания / оттаивания. Если в продуктах образуются кристаллы, поставьте тару в теплую воду; они должны исчезнуть, и продукту не будет нанесено никакого вреда.Если продукты простаивают более 6 месяцев, перед использованием перемешайте или взболтайте. Следуйте инструкциям по смешиванию на этикетках контейнера. НЕ смешивайте больше, чем около литра за раз, обычно предпочтительнее меньшее количество. Смешайте столько смолы, сколько сможете обработать за 20-30 минут. Вылить в неглубокую плоскую кастрюлю или ванночку для краски НЕМЕДЛЕННО после смешивания. (Возможным исключением из этого правила является то, что при более низких температурах, чем рекомендуется, смесь может оставаться в емкости для смешивания в течение нескольких минут, чтобы ускорить реакцию до дозирования.) НЕ смешивайте в стеклянных или пенопластовых емкостях. Для перемешивания подходит ЧИСТАЯ деревянная палочка. Некоторые смесители механического типа могут быть опасными и сделать смешивание неполным. НЕ используйте смешанную смолу, если она начинает превращаться в гель или становится «вязкой», выбросьте ее и перемешайте свежую партию. Смола ВСЕГДА используется с отвердителем, нет применения, где смола используется без отвердителя.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАНЕСЕНИЯ
Нанесение состоит из четырех слоев смолы. ПЕРВЫЙ слой — УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ, который герметизирует деревянную поверхность перед нанесением ткани.ВТОРОЙ слой — СЛОЙ БОНД, он используется для смачивания и приклеивания ткани к поверхности. ТРЕТИЙ слой — НАПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ, заполняющий ткань ткани. ЧЕТВЕРТЫЙ слой — ОТДЕЛОЧНЫЙ СЛОЙ, обеспечивающий достаточное количество смолы для окончательной шлифовки и отделки. Во всех слоях НЕ наносите больше смолы, чем необходимо для достижения цели каждого слоя. Типичная проблема новичков в том, что они используют слишком много смолы. Это отходы смолы, затрудняющие отделочные работы, увеличивающие вес и стоимость.НЕ пытайтесь распылить какие-либо слои смолы.

НАНЕСЕНИЕ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО СЛОЯ
После подготовки поверхности начните заранее и нанесите первый слой смолы на все поверхности, которые позже будут покрыты оболочкой. Используйте тонкий валик из вспененного материала высокой плотности с длинными разнонаправленными движениями и хорошим давлением. Эта шерсть должна быть тонкой и ровной, без потеков, провисаний, высоких и низких участков и «сухих» пятен. Через 10-15 минут проверьте поверхность на наличие каких-либо сухих пятен, где древесина впитала смолу (особенно на краях или в местах с торцевыми волокнами), и нанесите новый слой.Воздух, выходящий из дерева, может вызвать появление мелких пузырьков. Это нормальное явление и указывает на правильную герметизацию; слишком толстый слой будет препятствовать этой реакции. Обработайте шерсть как можно дольше, чтобы обеспечить равномерное покрытие всех участков. Работайте от сушильной зоны к более влажной; нет необходимости останавливаться. Однако не перекрашивайте участок, если поверхность начала затвердевать. Дайте этому слою застыть, по крайней мере, до полного высыхания, прежде чем приступать к дальнейшей работе с поверхностью или на ночь. После отверждения поверхность может выглядеть нечеткой, что обычно не имеет последствий.Тем не менее, если в области такого типа возникают потеки, провисания или чрезмерная шероховатость, которая мешает легкому и плавному нанесению ткани, эти области следует отшлифовать. Однако следует избегать сильного шлифования этого слоя, чтобы предотвратить удаление герметизирующего покрытия или повреждение деревянной поверхности. Перед нанесением покрытия Continue (*) необходимо слегка отшлифовать поверхность вручную и протереть растворителем.

(*) Шлифование после каждого слоя не требуется для адгезии, если слой наносится менее чем через 24 часа после предыдущего слоя.Однако часто рекомендуется легкое шлифование, чтобы удалить пыль, грязь, насекомых или мусор, которые могли осесть на поверхность во время отверждения. Кроме того, протрите после шлифовки растворителем тряпку, смоченную денатурированным спиртом, ацетоном, разбавителем для лака или аналогичным растворителем, чтобы удалить всю незакрепленную пыль и другие загрязнения. При отверждении всех слоев смолы на поверхности часто появляется маслянистая пленка (аминный румянец). Эта тонкая пленка легко удаляется растворителями, как указано выше, если оставить ее на поверхности, это может вызвать проблемы со связкой.Перед нанесением нового покрытия убедитесь, что поверхность полностью высохла.

НАНЕСЕНИЕ СТЕКЛА
Мы рекомендуем «сухой метод» нанесения ткани. В этом методе ткань кладется на «сухую» поверхность, и смола наносится НА ткань, чтобы смачивать ее.
Сначала отрежьте, подогнайте и уложите стеклоткань, следуя инструкциям по резке. Если вы не знакомы с работой с тканью из стекловолокна, начните нанесение с меньшей площади, такой как транец, чтобы «почувствовать» работу.Используйте кнопки, скобы или малярную ленту, чтобы удерживать ткань на месте, но убедитесь, что кнопки и скобы удалены, прежде чем смола затвердеет. ( Мы используем малярную ленту, наклеиваемую не более чем на 1/8 дюйма ткани. Загните под конец ленты, которая приклеивается к корпусу, чтобы ее можно было легко удалить. ) Начните работу с одного конца корпус и работа с другим; как только начинается нанесение связующего слоя, нет необходимости останавливаться (за исключением определенных случаев, как будет указано ниже).

КРАСКИ И СОЕДИНЕНИЯ
Обычно требуются стыки на ткани.Могут быть указаны двойные перехлесты ткани, например, по углам транца, c

.

, в чем разница между фанерой и стеклопластиком?

Все строительные материалы имеют хорошие и плохие стороны. Древесина и изделия из нее (фанера и т. Д.) — это самые популярные строительные материалы во всем мире. Причины сложны и связаны с экономикой, полезностью, доступностью, возобновляемостью, привычкой, общими навыками, общедоступными инструментами и т. Д. Это в сочетании с физическими свойствами фанеры делает ее очень трудной для использования в качестве строительного материала в фунтах за фунт. сравнения с другими материалами.

Тим, мы уже давно отказались от использования пасты для изоляции ячеистой структуры древесины от влаги. Если вы все равно собираетесь использовать эпоксидную смолу, в дополнительной предварительной обработке смазкой нет необходимости. Эпоксидная смола (вернее, проникающая эпоксидная смола) легко превосходит в этом отношении допинг.

Я снова не согласен, что одна из самых больших проблем деревянных конструкций — это не гниль. Это плановое обслуживание. Это больше не делается, и это способствует гниению. Когда я был мальчиком, я наблюдал, как отец моего друга по соседству вытирал утреннюю росу с маленьких кусочков ярких работ, которые он имел на своем моторном крейсере, с помощью серны.Он выполнял плановое обслуживание, поэтому ему не приходилось обновлять лак так часто, как другим, и дольше он выглядел лучше. Прошли те времена, когда первой задачей владельца при подборе своей яхты у причала или у стапеля было спуститься вниз с губкой и ведром в руке и опорожнить трюм. Гниению нужны подходящие условия, и вы можете победить это с помощью небольшого метода и ухода. Да, гниль рано или поздно появится, но хороший график обслуживания и надлежащий уход не позволят серьезным проблемам стать неожиданностью, требующей внимания.

Мы живем в мире, где мы запираем наши машины, дома и лодки, как барабаны. Мы используем машину и дом достаточно часто, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии, но лодка получает шахту, и ей приходится серьезно пренебрегать, прежде чем мы даже появимся в доке, не говоря уже о том, чтобы проводить какое-либо настоящее обслуживание. Так было не всегда и не так со мной и моей партией судов, но, к сожалению, для подавляющего большинства прогулочных судов в мире это было жалко. Деревянное ремесло может выдержать наименьшее количество времени в этом запущенном состоянии и, как следствие, имеет незаслуженную репутацию гниющего.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о